Фантомные боли Иноземцева в Форбсе
Автотранспорт | Железная дорога | Контейнеры | Логистика | Новости | Статистика | Июль 04, 2017, 10:29
![](https://www.infranews.ru/wp-content/themes/ratius/timthumb.php?src=https%3A%2F%2Fwww.infranews.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2Fwr-720.sh-18.jpg&h=&w=690&zc=1)
Смешной колумнист, либеральный экономист, а в последние годы вполне себе посмешище в те неловкие моменты, когда начинает писать по узкоспециальным темам – Вячеслав Иноземцев запостил очередную колонку. На этот раз в хипсторский журнал.
Сразу скажем, что вот лично мы, сторонники тотальной приватизации всего, чего можно. Но вмешиваться сегодня в Трансконтейнер – точнее в его “продажу-непродажу”, не хотим. Согласование и дебаты идут.
Но быть сторонниками продажи чего-либо лишь бы продать, не дожидаясь хорошей цены – не хочется. А вот Иноземцев “стихийный либерал” и его конечно это подводит. Ибо от стихийности до безразличия к деталям – один шаг.
В сегодняшней ситуации, когда контейнерные перевозки на Казахстан стремительно сокращаются, а с Белоруссиейто и дело вспыхивают экономические войны, это решение не выглядит идеальным, но тогда ни Минэкономики, ни Белый Дом не смогли на него повлиять.
“Стремительно сокращаются”? Ах. Даже комментировать нечего – 2\3 транзита идет через Казахстан. И транзит растет на 80-90%.
Первые разговоры о приватизации РЖД начались ещё в 2005-м, потом активизировались в 2012-м (тогда «Росимущество» планировало продать 5% её акций не позднее 2015-го и ещё 20% — не позднее 2017 г.), однако ничего не сдвинулось с места.
Тогда – когда? Первые разговоры о приватизации? В 2005? Как? Компания еще отчетность ни разу годовую не готовила! Какие разговоры?
В сравнении с показателями соответствующих компаний в Европе российские железные дороги выглядят ужасающе. При сопоставимых с европейскими тарифах выручка на одного занятого (в 2015 г. 1,51 трлн. рублей при 809 тыс. работников) оказалась в 7,7 раза ниже, чем в Deutsche Bahn (Є40,5 млрд. при 190 тыс. работников) и в 4,5 раза ниже, чем в SNCF (Є31,4 млрд. при 260 тыс. работников) (согласно официальным отчётам компаний за 2015 г). При этом в грузовых перевозках РЖД делает упор на уголь, нефть, руду, удобрения, песок, щебень и цемент, а также металлургическую продукцию низких уровней передела (эти товары в 2010 году обеспечили 74,7% погрузки в компании).
Ключевое слово – “соответствующих”. Таких компаний, которые бы соответствовали РЖД – в Европе нет. В Китае и США – есть, а в Европе нет. Указанные Иноземцевым компании 85% выручки получают от пассажирского комплекса. Значительная часть денег идет от аренды, торговли контентом, дополнительных сервисов в поездах и на вокзалах. Уровень цен на билеты в Европе значительно превосходит внутрироссийские. А уж говорить – что РЖД делает упор на угле, нефти и прочем – это форменная глупость. Что есть, то и возим, сырьевая таки экономика – о чем недалекий Иноземцев не раз и писал в своих колонках подметных. Еще бы швейцарские ЖД взял с выручкой на сотрудника – там вааще чума.
На любом отрезке пути в 1500 км и меньше везти контейнер на большегрузном автомобиле выгоднее (по совокупности факторов стоимости и транзитного времени), чем по железной дороге. Фактически сейчас РЖД «признало поражение» на коротких дистанциях и продолжает пользоваться своим монопольным положением на «восточном полигоне».
Как вы смели проиграть автотранспорту? Вы должны были держаться. Ну и что, что издержки!? Что вы мне Китаем в морду тычите? Зачем подсовываете статьи бюджета ЕС про спонсирование более экологичных в сравнении с авто, перевозок? Не надо предъявлять специализированный оборот 57 и 63-футовых контейнерах в США. НЕТ – все это фигня – надо тупо конкурировать с авто на коротких расстояниях. Фсе вы врете!
На мой взгляд, оптимальная схема организации российских железных дорог выглядит так, как и любой другой инфраструктурной монополии: она должна владеть самими железнодорожными путями и тем, что обеспечивает движение: от системы электроснабжения до вокзалов. Вагоны, локомотивы, ремонтные службы, склады и терминалы — все эти активы давно должны быть проданы, оптимизированы и начать активно конкурировать за потребителей своих услуг, в том числе и с другими видами транспорта.
Расскажите кто-нибудь ему – вагоны давно все частные, вагоноремонты распроданы, локомотивы дебатируются и в принципе на 15% частные. Склады и терминалы – с максимальными оборотами – частные! Специалист, чо!
Если же реальные шаги в сфере приватизации будут рассматриваться как потенциальные «трагические ошибки», ведущей государственной монополии для того чтобы казаться современной, придётся и далее уповать на услуги имиджмейкеров (за которые, кстати, в ближайшие три года компания намерена заплатить 930 млн рублей …
Вопрос не стоит выеденного яйца – 300 млн. в год, при выручке в 1,5 трлн. Но Иноземцеву расскажем. Есть обязанность публиковать расписания, обязанность публиковать раскрытие информации, есть обязательства перед государством в части участия в выставках и конференциях. Есть в конце-концов реклама. Как это ни странно – но во многих частях своей деятельности – РЖД, хоть и монополия, сталкивается с конкуренцией. И пассажирке, и во многих грузовых перевозках. Но зачем это знать!?
UPD: нам тут напомнили, что конкурс этот отменен. Деньги остались в инвестиционном бюджете. Так что это даже не упоминание о “снятой судимости”, это просто уже даже ложь.
Новости по теме
-
Перевозки через погранпереходы Уссурийской таможни в первом полугодии достигли 7,3 млн тонн
Общий грузооборот через погранпереходы Уссурийской таможни, по расчетам InfraNews, вырос на 15%
-
В Калининградской области увеличат вместимость зоны ожидания для автомобилей следующих в Литву
Необходимость увеличения зоны ожидания связана с неритмичностью приема автомобилей литовской стороной и, как следствие, скоплением транспорта вблизи пункта пропуска Чернышевское
-
ЕС ужесточил санкции против белорусских автоперевозчиков
Ограничения распространятся на все компании, зарегистрированные в ЕС, более 25% доли которых принадлежит белорусским физическим или юридическим лицам.
Свежие новости
-
Segezha Group отправило первое судно в навигацию 2024 года из Онеги в Египет
Грузовой теплоход, груженный 4,9 тыс. куб. м сосновых пиломатериалов, проследует в египетский порт Александрия через Гибралтарский пролив, связывающий Атлантический океан со Средиземным морем
-
Нет фото
Уточнение
Исследовательское агентство InfraNews сообщает покупателям «Контейнерного отчета по итогам 2023
-
Чистая прибыль CMA CGM во II квартале 2024 года упала более чем в два раза – до $661 млн
Показатель EBITDA за описываемый период сократилась за год на 4,3% и составила $2,48 млрд
-
Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%
По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с
-
Перевалка зерна в российских портах в первом полугодии выросла на 10%
Основной объем зерна морским путем традиционно отправлен на экспорт: по итогам первых шести месяцев текущего года Россия экспортировала через свои порты 31,7 млн тонн, что на 16,7% превышает уровень прошлого года