Рост тарифов РЖД в 2025 году неравномерно ударит по отраслям экономики
С учетом одобренной правительством индексации на 13,8%, дополнительных надбавок на капремонт инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности и налоговых компенсаций, грузовые тарифы РЖД с 1 января 2025 года вырастут в среднем на 23,3% к уровню текущего года. По словам экспертов отрасли, это даже больше, чем предлагал сам железнодорожный перевозчик, а сильнее всех от этого пострадают те грузоотправители, кто не сможет переложить рост логистических расходов на покупателей, прежде всего, это экспортеры угля из Кузбасса и Хакассии.
Как рассказали InfraNews участники рынка грузовых перевозок из различных отраслей экономики, грядущий рост тарифов РЖД на 23,3%, запланированный с 1 января 2025 года, наиболее сильно ударит по конкурентоспособности наиболее массовых для железной дороги грузов с высокой долей логистических расходов. Прежде всего, на грани рентабельности окажутся угольные предприятия, расположенные в наибольшем удалении от важнейших экспортных рынков сбыта.
По словам руководителя департамента по стратегиям и связям с государственными органами АО «СУЭК» Александра Долгих, несмотря на утвержденную правительством РФ модель тарифообразования «инфляция минус», фактически с 2021 года темп роста тарифа обгоняет инфляцию. «В том числе вследствие проведения дополнительных индексаций, «точечных» тарифных решений и безвременной «заморозке» дальностных скидок на экспортный уголь, накопленная индексация железнодорожного тарифа за период с 2022 по 2024 год для основных экспортных маршрутов угля пробила отметку в 90%», – пояснил он InfraNews. С учетом текущих ценовых условий и трендов на международных рынках, индексация тарифа РЖД более чем на 23% «станет приговором для ряда угледобывающих компаний Кузбасса и Хакасии, рентабельность продукции которых перейдет в отрицательную зону», считает Александр Долгих.
Столь существенный рост тарифов РЖД без специальных экспортных субсидий может подорвать рентабельность экспорта и некоторых номенклатурных позиций предприятий лесопромышленного комплекса. По словам вице-президента лесопромышленного холдинга Segezha Group Николая Иванова, расходы на перевозку некоторой продукции уже сейчас достигают до 30% от ее стоимости, что влияет на ее конкурентоспособность на рынках «глобального юга», где цены на продукцию ниже, а предложений больше. «В этих условиях тем более важно в 2024-2025 годах сохранить субсидии, способные частично компенсировать логистические расходы», – подчеркнул он.
Транспортные операторы, специализирующиеся на перевозках других видов грузов, более спокойно отнеслись к будущему росту тарифов РЖД, подчеркнув, что вслед за инфраструктурной составляющей пропорционально вырастет и вагонная. «У нас, как и у других операторов, во всех договорах с грузоотправителями прописано, что в случае увеличения тарифа РЖД, наши ставки пересматриваются пропорционально изменению тарифной составляющей. Мы здесь подстрахованы, и на протяжении многих лет для наших клиентов это стало нормой, которой все придерживаются», — заверил InfraNews Олег Яценко, член правления компании RAILGO, специализирующейся на перевозках нефтяных грузов. При этом конечные цены на нефтепродукты поднимутся, прежде всего, на внутреннем рынке России, поскольку на экспортном «цены диктует внешний рынок». «В итоге платить за тарифы РЖД будут конечные потребители на внутреннем рынке, среди которых автовладельцы, авиаперевозчики, речные и морские транспортники, промышленные предприятия, котельные и так далее», – прогнозирует Олег Яценко.
Рентабельность производителей сельскохозяйственных грузов, прежде всего, зерна, также будет зависеть от уровня цен на их продукцию в мире. Заместитель генерального директора по перевозке сыпучих грузов транспортной компании «Эколайн» Антон Мишин тоже считает, что дополнительные расходы будут почти автоматически переложены на плечи грузовладельцев. «Конечно, для наших клиентов критично любое повышение цен, будь то 5% или 25%. Но если внешний рынок будет готов покупать российское зерно по более высоким ценам, то грузовладельцам, по большому счету, будет неважно насколько вырастет тариф. Важно будет сохранить маржу», – поделился он своим мнением в беседе с InfraNews.
Между тем, для операторов контейнерных перевозок затраты на железнодорожный тариф «капля в море с учетом всех затрат», полагает генеральный директор компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. «В результате роста тарифа РЖД себестоимость железнодорожной перевозки увеличится на 6-7%, – оценил он. – Но с учетом гораздо более сильной волатильности ставок морского фрахта, волатильности ставок на предоставление фитинговых платформ, постоянной необходимости передислокации порожнего контейнерного оборудования, влияние этих расходов на рынок контейнерных перевозок будет практически незаметным», – считает аналитик рынка.
По словам президента Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, одобренная правительством индексация тарифа предполагает даже больший уровень, чем просили сами РЖД в период работы над бюджетом. Однако, у него нет опасений, что российская экономика не справится с таким резким ростом тарифов. «Если правительство решило настолько резко поднять тарифы, то в бюджете также должны быть предусмотрены и меры поддержки тех отраслей, где это приведет к критическому снижению рентабельности», – уверен он. Значительно большие опасения у эксперта вызывает смена принципов тарифной политики в железнодорожной сфере, когда базой для индексации станет не инфляция в стране, а «композитный индекс» совокупных затрат перевозчика. «В результате может получиться так, что РЖД де-факто сами по себе будут устанавливать индексацию тарифа и тем самым определять правила игры на рынке», – предостерегает эксперт.
Новости по теме
-
Автоперевозки грузов через погранпереходы на Дальнем Востоке РФ выросли на 54,3%
За 10 месяцев 2024 года из России выехало 210,8 тыс. грузовых автомобилей, въехало – 271,2 тыс. машин
-
Перевалка угля в портах России сократилась на 12%
Около 60% всего угля, переваливаемого национальным стивидорным комплексом, приходится на порты Дальневосточного бассейна
-
Ставки на нефтяные танкеры продолжают снижаться, хотя должны были расти
За октябрь значение индекса TD3 снизилось на 6%
Свежие новости
-
Автоперевозки грузов через погранпереходы на Дальнем Востоке РФ выросли на 54,3%
За 10 месяцев 2024 года из России выехало 210,8 тыс. грузовых автомобилей, въехало – 271,2 тыс. машин
-
Перевалка угля в портах России сократилась на 12%
Около 60% всего угля, переваливаемого национальным стивидорным комплексом, приходится на порты Дальневосточного бассейна
-
Ставки на нефтяные танкеры продолжают снижаться, хотя должны были расти
За октябрь значение индекса TD3 снизилось на 6%
-
Сентябрь закрыл второй подряд рекордный квартал для индустрии контейнерных перевозок
В региональном разрезе, все сегменты рынка показывают рост к уровням годом ранее, кроме ближневосточного сегмента
-
CMA CGM возвращает сервис Индия-США на маршрут через Красное море
Всего на сервисе будет работать 11 судов вместимостью 8-10 тыс. TEU