Чем больше узнаешь, тем дальше удивляешься
Статья из “Известий”, перепечатывается полностью и без клмментариев
Продолжающееся реформирование частей госмонополии ОАО “РЖД” зачастую оборачивается удовлетворением частных аппетитов отдельных дельцов и попытками никем не контролируемого захвата дорогостоящей собственности.
Весной этого года в Сочи на международном форуме ОАО “РЖД” “Стратегическое партнерство 1520” возникла оживленная дискуссия между российскими участниками и зарубежными экспертами. Зарубежные эксперты совершенно искренне недоумевали, какие такие экономические условия могут оправдывать столь долгосрочное существование монополизма на наших железных дорогах. Представители РЖД отмечали, что монополизм РЖД в инфраструктурной части помогает развивать новые направления железнодорожного бизнеса. А уже затем, когда новые направления докажут свою состоятельность, железнодорожные чиновники создадут из этих направлений полностью или частично самостоятельные рыночные компании.
Однако в ходе реформ существуют попытки неконтролируемого захвата собственности. Так, существует серия вопросов к главе компании “РЖД-Тур” Александру Николаевичу Генделеву и к руководителям железнодорожной монополии.
В 2006 году в связи с реформированием пассажирского комплекса ОАО “РЖД” был разработан план развития его туристической составляющей и принято организационное решение о создании в 2006-2007 годах дочернего общества РЖД под названием “РЖД-Тур”. Из документов следует, что в середине 2005 года была учреждена коммерческая фирма со знаковым названием ООО “РЖД- Тур” с уставным капиталом в 12 тысяч рублей. При этом 26% уставного капитала внес генеральный директор учреждаемой фирмы господин Генделев, а 74% – ОАО “Промышленно-финансовая группа “Росвагонмаш”.
С момента своего рождения ООО “РЖД-Тур” начало пользоваться преференциями со стороны естественной монополии.
Бизнес-план для ООО “РЖД-Тур” был выполнен консалтинговым предприятием ООО “Альт-Инвест”, оплату которому в размере около 2 млн рублей осуществило ОАО “РЖД”.
В 2007 году ООО “РЖД-Тур” по договору с АХУ – филиалом ОАО “РЖД” были переданы в аренду помещения под офис, расположенные по Каланчевской улице, дом 35, то есть в здании самого ОАО “РЖД” (цена аренды оказалось гораздо ниже аналогичных рыночных расценок).
В апреле этого года между ОАО “РЖД” и ООО “РЖД-Тур” был заключен договор в размере 15 млн рублей на разработку последним программы создания железнодорожных туристических маршрутов. При этом предмет договора можно считать уже реализованным, так как такие маршруты давно уже разработаны Федеральной пассажирской дирекцией – филиалом ОАО “РЖД” и другими коммерческими организациями, работающими на рынке въездного железнодорожного туризма. Фактически эти средства будут израсходованы на “изобретение велосипеда”, если они действительно будут израсходованы на исследования, а не на текущую операционную деятельность общества с уставным капиталом в 12 тыс. рублей.
С 2006 года ОАО “РЖД” через свои дочерние структуры осуществляло финансирование ООО “РЖД-Тур”. Так, в период с января прошлого года по настоящее время по договорам займа с ОАО “Торговый дом “РЖД” и НПФ “Благосостояние” на расчетный счет “РЖД-Тур” поступило 21 млн рублей. Процентная ставка по этим займам была около 6% (при ставке рефинансирования ЦБ РФ в 11,5%).
Сложившуюся ситуацию прокомментировал Александр Генделев: “Во-первых, принятие решений о любых финансовых операциях, не противоречащих закону, – это компетенция органов управления соответствующих компаний, а не предмет публичного обсуждения. Более того, данные об условиях этих финансовых операций законно относятся к разряду коммерческой тайны, и любое неправомерное получение и распространение этих данных преследуется по закону. Однако специально для любителей считать деньги в чужих карманах могу пояснить, что предоставление оборотных средств развивающейся компании со стороны ее владельцев на возвратной основе является нормой деловой практики. То же самое относится и к субаренде помещений, занимаемых дочерней компанией, и к сотрудничеству в области рекламно-выставочной деятельности”.
В пресс-службе РЖД уточнили, что НПФ “Благосостояние” входит в число акционеров “Торгового дома РЖД”, и пояснили, что ОАО “РЖД” заказало и оплатило подготовку бизнес-плана ООО “РЖД-Тур”, так как именно оно более всего заинтересовано в квалифицированной оценке рыночных перспектив туристического бизнеса и в определении оптимальной модели его организации. Причем до начала масштабных инвестиций в проект”.
Из ряда полученных документов следует, что во второй половине 2007 года за счет средств ОАО “РЖД” в сумме 500 млн рублей планируются проведение капитально-восстановительного ремонта подвижного парка ОАО “РЖД” и дальнейшая его передача в виде поезда “Александр Невский” ООО “РЖД-Тур”, а также передача в аренду (и/или лизинг) или внесение в уставный капитал ООО “РЖД-Тур” с баланса Федеральной пассажирской дирекции более 50 пассажирских вагонов повышенной комфортности и вагонов-салонов.
Плюс к тому за счет денежных средств НПФ “Благосостояние” для “РЖД-Тур” предпринимаются попытки приобрести на условиях лизинга или аренды у фирмы ООО “Локотранс” 11 вагонов, используемых последней в туристическом поезде “Золотой Орел – Транссибирский экспресс” (приблизительная стоимость вагонов более 11 млн долларов). По неподтвержденной информации с 1 сентября с.г. для ООО “РЖД-Тур” планируется передать часть функций Федеральной пассажирской дирекции: разработку расписаний и взимание за это денег с других коммерческих организаций. Самой же дирекции якобы уже дана команда относиться к “РЖД-Тур” как к структурному подразделению и оказывать всяческую помощь.
Исходя из вышесказанного в ведении ОАО “РЖД” могут остаться только плацкартные и купейные вагоны (социальный и дотационный сектор), а всю прибыль от VIP-перевозок будет получать “РЖД-Тур” во главе с господином Генделевым.
А вот смогут ли вновь создаваемые компании-квазимонополии удовлетворить растущий спрос россиян на сервис и услуги высокого качества – это еще большой вопрос.
Новости по теме
-
РЖД установили новый порядок перевозок порожних контейнеров
Порожние контейнеры не будут приниматься к перевозке по железной дороге без письменного подтверждения предприятий-получателей. Такие разъяснения от представителей ЦД РЖД получили контейнерные операторы, обеспокоенные возможным введением запрета на отгрузки. В пресс-службе РЖД заявили InfraNews, что запрета на прием порожних контейнеров к перевозке нет, а заявки сверх утвержденных планов согласовываются в соответствии с очередностью, закрепленной в действующих правилах перевозок.
-
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту, соответствующее распоряжение премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 27 июля. InfraNews ознакомились с текстом документа, который официально опубликован не был
-
Сотни российских контейнеров линии E-Shipping застряли в Китае
Российские импортеры и экспортеры вновь столкнулись с проблемами иностранной судоходной линии. Турецкая компания E-Shipping, оперирующая двумя судами на контейнерной линии из Владивостока в порты Китая и Кореи, не смогла выполнить свои обязательства. Часть контейнеров с середины апреля застряли на судне A HOUOU, дрейфующем в открытом море вблизи китайского порта Нинбо, а пострадавшие грузовладельцы и экспедиторы готовят коллективный иск к перевозчику.
Свежие новости
-
Товарооборот России и Китая за 2 месяца 2025 года сократился на 7%, в феврале на 9%
В структуре импорта китайских товаров в Россию наиболее сильно сократились поставки автомобилей и комплектующих
-
ВМТП приобрел 15 новых терминальных тягачей Shacman
Девять аналогичных машин работают на терминале с марта 2024 года
-
В 2025 году FESCO планирует увеличить флот на 6 контейнеровозов
Задействовать дополнительные суда FESCO планирует как на действующих, так и на новых направлениях
-
«Фининвест» построит вагоноремонтные предприятия на терминалах в Сибири и на Дальнем Востоке
Новые объекты будут оказывать услуги по отцепочному, деповскому и капитальному ремонту вагонов
-
На терминале «Петролеспорт» заработал комплекс по перевалке навалочных грузов
На данном этапе проектная мощность комплекса – 2,4 млн тонн в год