Светлое будущее российской авиапромышленности
Минпромторг подготовил новый вариант государственной программы по развитию авиационной промышленности до 2025 года, который еще в декабре был представлен на согласование в профильные ведомства, пишет сегодня “Коммерсантъ”. Документ должен был быть представлен в правительство еще год назад — в апреле 2011 года, но тогда Минпромторг подготовил лишь концепцию, которая не удовлетворила правительство.
Подготовленная программа описывает основные задачи развития авиационной отрасли до 2025 года. Среди них достижение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27-30% — в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020-2025 годам до уровня не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов. Достижение данных показателей позволит России стать “третьем центром силы мировой авиационной промышленности”, говорится в документе. Текущее же состояние отрасли Минпром характеризует как отсталое и неконкурентноспособное. Чтобы выбраться из подобной разрухи, понадобится много денег – 1,7 трлн руб. бюджетных средств.
Программа поделена на подотрасли: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические летательные аппараты.
В самолетостроении разработчики документа предлагают сделать ставку на развитие гражданской авиации. Здесь приоритет будет отдан самолетам Sukhoi SuperJet и МС-21, но они могут занять лишь 6,6% целевой доли мирового рынка. Для увеличения этой доли Минпром намерен запустить программу “Самолет-2020”, в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации. Перспективы программ Ил-96, Ту-204СМ, Ан-148 описаны нечетко: в документе лишь отмечается, что этим программам требуется выстроить эффективную систему послепродажного обслуживания.
Вертолетостроение тоже весьма проблемная отрасль. Несмотря на то что рыночные позиции созданного в 2007 году ОАО “Вертолеты России” укрепились, “позволив ему в 2011 году занять 17% мирового рынка по объему продаж вертолетной техники”, продукция компании “характеризуется низкой ценой и средним уровнем качества”. Помимо повышения качества к 2016 году отрасль должна наконец создать новый легкий вертолет (2,5-4,5 т), завершить работы по созданию центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке. С 2016 по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет (с крейсерской скоростью до 350-450 км/ч, у обычного Ми-8 — около 230 км/ч). В программе также указывается, что к 2016 году ОАО “Вертолеты России” должно стать публичной компанией (в 2011 году IPO компании было отменено).
Проблемной Минпрому видится и отрасль агрегатостроения. Сейчас на рынке есть одна вертикально интегрированная структура — ОАО “Концерн “Авиационное оборудование”” (входит в ГК “Ростехнологии” и объединяет 37 предприятий, часть из них планируется продать, оставив в составе всего 19 компаний во главе с ОАО “АКБ “Якорь””, следует из документа) и самостоятельные предприятия. Чтобы консолидировать отрасль и повысить конкурентоспособность продукции, Минпром планирует осуществлять государственную поддержку только тех предприятий, которые будут побеждать в тендерах на участие в перспективных программах. Помимо концерна “Авиационное оборудование” в документе в качестве участников нескольких таких программ указаны “Аэроэлектромаш”, АОКБ “Импульс”, НПП “Наука”, НПО “Родина”, “Аэросила” и другие. На базе ОАО УМПО, Пермского моторного завода, НПО “Сатурн” и ОАО “Кузнецов” планируется создать центры технологической компетенции для выпуска серийной продукции (литье, турбины и т. п.)
Проект развития отечественного авиаприборостроения планируется реализовывать на базе концерна “Авиаприборостроение” (также входит в ГК “Ростехнологии”). Ожидается, что в 2012-2013 годах концерн завершит формирование дивизиона гражданского и боевого авиаприборостроения, после чего (в 2014-2018 годах) будет налажено серийное производство бортового оборудования нового поколения, что позволит снизить долю иностранных приборов в продукции ОАК до 50-70%, а к 2025 году — до 20%.
Всей госпрограммой, по мнению Минпрома, должен управлять специально созданный наблюдательный совет. В него войдут по одному представителю от Минпрома, Минобороны, Минтранса, ГК “Ростехнологии”, ОАО ОАК, ФГУП ЦАГИ, а также три эксперта, не являющиеся работниками отраслевых компаний. Среди инновационных (технологическое отставание) и маркетинговых (отсутствие спроса на продукцию) рисков, которые сопровождают программу, разработчики документа отмечают неопределенность последствий вступления в ВТО. Поэтому для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5% — для широкофюзеляжных, 12,5% — для узкофюзеляжных и 8% — для региональных).
Официально в Минпроме комментировать детали госпрограммы отказались. Документ должен быть представлен правительству в апреле 2012 года.
Новости по теме
-
Мировой грузовой авиатрафик в феврале сохранил двузначные темпы роста
Грузооборот мировой гражданской авиации в феврале вырос на 11,9% к уровню февраля 2023 года до 19,7 млрд тонно-километров
-
Глобальный грузовой авиатрафик в январе вырос на 18,4% к прошлогоднему уровню
В январе 2024 года мировой грузооборот воздушного транспорта увеличился на 18,4% к аналогичному уровню прошлого года и составил 20,8 млрд тонно-километров
-
Грузоперевозки «Аэрофлота» в 2023 году выросли на 13,5% до 223,6 тыс. тонн
Крупнейший в России авиаперевозчик «Аэрофлот» отчитался об операционных результатах за 2023 год
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару