Импорт ТНП стабилен, промышленный падает
Первые итоги 2008 года во внешней торговле, подведенные ФТС, показывают: российский импорт промышленных товаров, существенно сократившийся в последние месяцы года, оказался много более гибким, чем потребительский. Последний по большинству позиций, в первую очередь по продовольствию, продолжал расти и в ноябре, и в декабре. Это, вероятно, потребует от ЦБ большей резкости в курсовой политике: экономика вступает в 2009 год с отрицательным счетом сальдо платежного баланса. Пишет “Коммерсант”.
Федеральная таможенная служба (ФТС) подвела первые итоги внешней торговли 2008 года — импорт из стран дальнего зарубежья в январе—декабре составил $230,4 млрд, что на 35,6% больше, чем в 2007 году. Однако годовые темпы прироста были бы гораздо большими, если бы не вызванное кризисом падение объемов импорта в ноябре—декабре — в последние два месяца года 40-60-процентный прирост объемов ввоза в сравнении с аналогичным периодом 2007 года сменился снижением на 2-3% в месяц.
В декабре 2008 года стоимостный объем импорта из стран дальнего зарубежья составил $19,1 млрд — на 1,8% меньше, чем годом ранее ($19,45 млрд). В ноябре, когда объемы ввоза составили $17,2 млрд, падение было еще более существенным — минус 2,8% к такому же периоду 2007 году. Ситуация этих двух месяцев минувшего года разительно отличается от итогов предыдущих десяти, когда импорт из стран дальнего зарубежья бурно рос — его месячные объемы во втором-третьем квартале колебались на уровне $20-23 млрд, а темпы прироста к аналогичному периоду 2007 года достигали 60%.
Тогда этот рост в основном носил “производственный” характер, поскольку был связан с увеличением закупок машин и оборудования, составляющих более половины всего импорта. Зеркальное сокращение импорта происходило в тех же секторах. По данным ФТС, предновогоднее декабрьское сокращение не затронуло потребительский сектор, а связано прежде всего с уменьшением закупок предприятиями машиностроительной (на 7%) и химической (на 5,6%) продукции. Закупки продовольствия и сырья для его производства по сравнению с декабрем 2007 года даже несколько подросли — на 4%. По группе продовольственных товаров снижение зафиксировано лишь по алкогольным и безалкогольным напиткам (на 17%), по сахару (18,5%) и молочным продуктам (13%) — вряд ли это определялось макроэкономическими факторами.
Более общие данные по другим показателям внешней торговли ФТС вчера представила пока по итогам января—ноября. Оборот за 11 месяцев составил $685,3 млрд. Их них экспорт — $439,5 млрд, импорт (в отличие от данных декабря включает страны СНГ) — $245,8 млрд. По этим трем показателям по сравнению с январем—ноябрем 2007 года зафиксирован прирост на уровне 40%. Однако в ноябре объемы оборота, экспорта и импорта значительно отстали от показателей 2007 года — уменьшение составило соответственно 13%, 17% и 6%. Положительное сальдо внешнеторгового баланса РФ в январе—ноябре 2008 года достигло $193,7 млрд — плюс 42% к такому же периоду 2007 года, когда превышение экспорта над импортом составило $136,2 млрд. Отдельно за “кризисный” ноябрь положительное сальдо составило всего $10,6 млрд против $15,5 млрд за ноябрь 2007 года и $20 млрд за летние месяцы 2008 года.
Напомним, еще в октябре 2008 года импортеры отрицали какое-либо существенное влияние кризиса на объемы закупок импорта, а воздействие на ситуацию курсовой политики ЦБ можно было предполагать только в декабре 2008 года. Можно констатировать, что промышленный импорт оказался много более гибким, чем потребительский, при том что их объемы, особенно с учетом импорта автомобилей, учитывающихся в российской статистике по категории “импорт продукции машиностроения”, сопоставимы друг с другом. Таким образом, по крайней мере половина объемов импорта в РФ оказалась крайне неэластичной по отношению к девальвации и девальвационным ожиданиям.
Сальдо текущего счета платежного баланса было близко к нулю в декабре 2008 года, причем в большей степени — из-за сокращения импорта. Учитывая, что сальдо “схлопывалось” в основном из-за сокращения экспорта, ЦБ и Минфину придется предпринимать в начале 2009 года чрезвычайные усилия для того, чтобы не тратить международные резервы на оплату потребительского импорта.
Новости по теме
-
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту, соответствующее распоряжение премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 27 июля. InfraNews ознакомились с текстом документа, который официально опубликован не был
-
Сотни российских контейнеров линии E-Shipping застряли в Китае
Российские импортеры и экспортеры вновь столкнулись с проблемами иностранной судоходной линии. Турецкая компания E-Shipping, оперирующая двумя судами на контейнерной линии из Владивостока в порты Китая и Кореи, не смогла выполнить свои обязательства. Часть контейнеров с середины апреля застряли на судне A HOUOU, дрейфующем в открытом море вблизи китайского порта Нинбо, а пострадавшие грузовладельцы и экспедиторы готовят коллективный иск к перевозчику.
-
Валерий Пикалев назначен на пост руководителя ФТС России
Валерий Пикалев, ранее занимавший пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, назначен на пост главы Федеральной таможенной службы РФ (ФТС). Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин
Свежие новости
-
Контейнеровоз CRYSTAL ST. PETERSBURG вернется на регулярные линии после ремонта
В свой первый рейс после длительного перерыва судно выйдет в декабре 2024 года
-
«РМ Рейл» сертифицировал автономный вагон-рефрижератор
Вагон предназначен для перевозки грузов, требующих поддержания температуры в грузовом отделении от минус 20 °С до плюс 15 °С
-
OVP Shipping завозит порожние контейнеры из Китая в Санкт-Петербург
Несмотря на системный дисбаланс импортных и экспортных контейнерных перевозок, который приводит к скоплению порожних контейнеров в центре России и их нехватке в Азии, в портах Северо-Запада сложилась обратная ситуация. Как рассказал InfraNews Алексей Гагаринов, генеральный директор компании С-Shipping, китайская морская линия OVP Shipping организовала первую крупную отправку порожних контейнеров из Китая в Санкт-Петербург под загрузку экспортом из России
-
«Трансфин-М» купила с рынка почти 5 тыс. вагонов за 36,7 млрд руб.
Процентные платежи по кредиту привязаны к ключевой ставке ЦБ РФ по формуле «ключевая ставка + 2,55% годовых»
-
STF унаследовала операции CStar на Дальнем Востоке
STF оперирует шестью контейнеровозами вместимостью 1100 – 2200 TEU