С ним не надо говорить – его надо выгонять из Белорусии
Агентство Reuters вчера опубликовало текст интервью президента Белоруссии Александра Лукашенко, в котором он заявил, что внешняя политика Минска, ориентированная на Россию, была ошибочной. Кроме того, он пообещал выставить Москве счет за пользование военными объектами и транзит в Калининградскую область. Москва идти на уступки Белоруссии не намерена и уже готовится к ответным мерам. Зато у господина Лукашенко появился неожиданный союзник: оппозиция готова помочь ему в борьбе с Россией и примирении с Западом.
Президент Белоруссии начал поиск новых союзников
Агентство Reuters вчера опубликовало текст интервью президента Белоруссии Александра Лукашенко, в котором он заявил, что внешняя политика Минска, ориентированная на Россию, была ошибочной. Кроме того, он пообещал выставить Москве счет за пользование военными объектами и транзит в Калининградскую область. Москва идти на уступки Белоруссии не намерена и уже готовится к ответным мерам. Зато у господина Лукашенко появился неожиданный союзник: оппозиция готова помочь ему в борьбе с Россией и примирении с Западом.
Разворот Белоруссии
Традиционно закрытый для зарубежных СМИ президент Белоруссии Александр Лукашенко за последние две недели дал сразу два интервью западной прессе. 29 января интервью с ним опубликовала ведущая немецкая газета Die Welt — его взял политолог Александр Рар, ранее известный в Германии своими крайне благожелательными отзывами о политике Кремля. Вчера же информационное агентство Reuters обнародовало второе интервью Александра Лукашенко. В нем президент Белоруссии открыто кается в том, что не уделял раньше достаточно внимания отношениям с ЕС, и призывает Европу дружить с Минском. “Я признаю ошибку и недостаток нашей внешней политики, что она получилась одновекторная, с вектором в сторону России. И мы фактически потеряли Запад. Мы стояли на одной ноге, а должны стоять на двух”,– сетовал белорусский лидер в разговоре с корреспондентом Reuters Шоном Макгвайром.
Демонстративно заигрывать с Западом Александр Лукашенко начал еще в конце января. “Мы нуждаемся в инвесторах из Европы и США. Я не хочу новых споров с Евросоюзом. Наоборот, нам Евросоюз нужен как партнер в диверсификации нашей энергетической политики”,– восклицал белорусский президент в интервью Die Welt. На вопрос о введении российского рубля господин Лукашенко отвечал так: “Нам начали навязывать рубль как единую союзную валюту, чтобы исподволь лишить нас нашей независимости. Но мы не хотим получать свою зарплату в Кремле. Наш белорусский рубль крепче российского, у нас инфляция в два раза ниже, чем в России”. И тут же не исключил возможности введения в Белоруссии евро, заявляя: “Мы стремимся к тому, чтобы ЕС открыл свой внутренний рынок для нашей продукции и мы могли бы конкурировать друг с другом”. Наконец, господин Лукашенко призывал канцлера ФРГ Ангелу Меркель проявлять больше интереса к Белоруссии, обещая “быть способным учеником”. “Я бы хотел, чтобы когда-нибудь Белоруссия выглядела так, как сегодня Германия или Швеция. Но до сих пор нас на Западе все время только толкали в спину. Теперь настало время использовать новые возможности сотрудничества. Давайте начнем открытый, честный диалог”,– предложил белорусский лидер.
Правда, во вчерашнем интервью господин Лукашенко все же оговорился, что готов дружить с Западом только при сохранении его личной власти. “До сих пор все требования к Белоруссии в конечном счете сводились к тому, что мы должны разрушить нашу политическую систему, и подразумевалось, что нынешний президент нелегитимен и должен уйти со своего поста. Какое право имеет Запад требовать это?”,– обиженно спрашивал он.
В интервью Reuters президент Белоруссии намного больше говорил о России. Он вполне по-европейски раскритиковал российскую внешнюю политику: “Политика России все больше и больше напоминает американскую, которую в Москве не устают критиковать. Есть какой-то имперский стиль в их поведении”. Более того, Александр Лукашенко выставил России новый счет: “России придется в твердой валюте платить за то, чем она привыкла пользоваться бесплатно. Есть такие вещи, как транзит, военное взаимодействие, калининградский анклав. Практически Беларусь спонсирует каждодневную жизнь этой территории”. Александр Лукашенко даже назвал сумму, которую он надеется получить с России,– $5 млрд.
Ответ России
Судя по всему, заявление Александра Лукашенко являлось прежде всего психологической атакой: его целью было убедить Москву пойти на уступки в энергетической сфере. Однако российские власти отступать не намерены. Как удалось вчера выяснить Ъ, в различных российских ведомствах уже разрабатываются планы защитных мероприятий.
В ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) Ъ сообщили, что через Белоруссию идет “минимальный объем” транзита грузов в Калининградскую область, потому что маршрут через Латвию и Литву “гораздо короче”. Однако по белорусской территории идет транзит грузов в Польшу и далее в Западную Европу. Оплата за транзит идет по ставкам, утверждаемым ежегодно тарифной конференцией совета по железнодорожному транспорту государств–участников СНГ. При этом соблюдение предельного уровня ставок не является обязательным. Каждая страна может повышать ставки “в зависимости от экономической целесообразности”. “Белоруссия может в любой момент повысить стоимость железнодорожного транзита,– отметили в ОАО РЖД.– Хотя до сих пор подобных прецедентов в СНГ не было”.
Источник Ъ в ОАО РЖД рассказал, что еще в момент обострения российско-белорусских отношений в компании были произведены расчеты возможности транспортировки 10 млн тонн нефти в обход Белоруссии через Латвию и Литву и далее в порты Калининградской области. Выяснилось, что это возможно. И уже вчера в ОАО РЖД прошло совещание под руководством старшего вице-президента Бориса Лапидуса, на котором обсуждалась предстоящая отправка 58 вагонов из порта Балтийск Калининградской области в Германию. Произойдет это 15 марта.
Минтранс России вчера выпустил заявление, в котором обвинил белорусскую сторону в том, что с января нынешнего года она начала нарушать договоренности по перевозкам российских товаров из Калининградской области. Как заявляют в Минтрансе, “действия таможенных органов РБ приводят к созданию напряженности на границах”, в связи с чем “Минтранс России вынужден принять адекватные меры” — то есть не будет выдавать российских разрешений на провоз белорусских грузов через Россию транзитом.
В Минобороны РФ заявления Александра Лукашенко тоже принялись тщательно анализировать. Москва на территории Белоруссии пользуется двумя военными объектами: РЛС “Волга” системы предупреждения о ракетном нападении в селе Ганцевичи и сверхдлинноволновым радиотехническим центром “Антей” в городе Вилейка для связи с атомными субмаринами ВМФ РФ. По соглашению между Россией и Белоруссией, вступившему в силу в мае 1996 года на 25-летний срок, все недвижимое имущество этих объектов принадлежит Минску, а движимое является собственностью Москвы. Эти объекты не имеют статуса иностранных военных баз. Минобороны РФ пользуется ими без внесения арендной платы и налогов, а осуществляет только лишь текущие платежи за коммунальные услуги. В результате расходы Москвы на содержание этих двух объектов составляют ежегодно около 400 млн рублей. Для сравнения: арендная плата за пользование РЛС “Днепр” в латвийском городе Скрунде составляла $5 млн в год. А использование Москвой РЛС “Дарьял-У” в Габале (Азербайджан) обходится сейчас в $7 млн ежегодно. Право на 49-летнюю аренду оптико-электронного узла “Окно” в Нуреке (Таджикистан) Россия приобрела, списав с Душанбе долг в размере $240 млн.
По словам источника Ъ в Минобороны РФ, в случае пересмотра Минском действующих соглашений 1996 года Москва может платить арендную плату за оба объекта реально не более $7-10 млн в год. При этом источник уточнил, что стремление Минска включить в стоимость арендной платы за “Антей” и “Волгу” затраты на содержание всей системы ПВО Белоруссии (свыше $40 млн), которая прикрывает Россию с западного стратегического направления, не выдерживает никакой критики.
Таким образом, российские ведомства выражают готовность не платить Белоруссии почти ничего из того, что она требует. Впрочем, это не означает, что Москва пожалеет денег на продолжение противостояния с Минском. Напомним, что еще во вторник президент компании “Транснефть” Семен Вайншток заявил о том, что принято решение строить трубопровод в обход Белоруссии от Унечи на границе с Белоруссией до Приморска Ленинградской области. “Конечно, это очень дорого, очень и очень дорого,– признался господин Вайншток.– Если бы у нас не были такие риски от сопредельных государств, столь большие деньги на это тратить было бы не нужно”.
Реакция Европы
Громкие заявления Александра Лукашенко в Европе восприняли настороженно. Основным требованием, которое она предъявляет к Белоруссии, является соблюдение прав человека. Как заявил вчера Ъ депутат польского сейма и экс-зампред ПАСЕ Тадеуш Ивинский, Белоруссия — единственная страна, чье членство в Совете Европы приостановлено, и ожидать его восстановления в ближайшее время не приходится. “В Европе опытные и зрелые политики. Они знают, что тяга Белоруссии к европейским структурам — это тактический ход Минска. Никаких качественных изменений в Белоруссии не видно. Не изменилось отношение к оппозиции, что продемонстрировали последние выборы”,– заявил Ъ господин Ивинский.
Как признаются европейские политики, первым реальным шагом Александра Лукашенко к выходу из изоляции могло бы стать решение вопроса политзаключенных. Кстати, как раз вчера навстречу президенту пошел лидер белорусской оппозиции Александр Милинкевич. Он опубликовал открытое письмо к главе государства, в котором предложил ему поддержку в его борьбе с Россией за “сохранение независимости Беларуси”. Господин Милинкевич предлагает господину Лукашенко отпустить из тюрем самых известных белорусских диссидентов, а также всем вместе принять участие в праздновании Дня провозглашения Белорусской Народной Республики 25 марта. Если Александр Лукашенко вдруг и здесь проявит гибкость и примет предложенную помощь своих заклятых врагов-оппозиционеров, то это может впечатлить Евросоюз. И тогда разворот Белоруссии на Запад станет вовсе не фантастической угрозой, а реальной перспективой.
Новости по теме
-
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту, соответствующее распоряжение премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 27 июля. InfraNews ознакомились с текстом документа, который официально опубликован не был
-
Сотни российских контейнеров линии E-Shipping застряли в Китае
Российские импортеры и экспортеры вновь столкнулись с проблемами иностранной судоходной линии. Турецкая компания E-Shipping, оперирующая двумя судами на контейнерной линии из Владивостока в порты Китая и Кореи, не смогла выполнить свои обязательства. Часть контейнеров с середины апреля застряли на судне A HOUOU, дрейфующем в открытом море вблизи китайского порта Нинбо, а пострадавшие грузовладельцы и экспедиторы готовят коллективный иск к перевозчику.
-
Валерий Пикалев назначен на пост руководителя ФТС России
Валерий Пикалев, ранее занимавший пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, назначен на пост главы Федеральной таможенной службы РФ (ФТС). Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин
Свежие новости
-
FESCO запустила железнодорожный сервис из Чэнду в Москву через Монголию
Первый поезд по новому маршруту уже прибыл в Россию
-
После продажи DB Schenker DB Cargo должна стать логистическим оператором DB
План реструктуризации предусматривает создание новых бизнес-подразделений внутри компании
-
Глава MSC считает, что растущая фрагментация спроса на контейнерные перевозки изменит требования к сервису
Всего MSC планирует предложить 1900 напрямую связанных пар портов
-
ICTSI объявил о старте коммерческих операций универсального терминала EJMT в Индонезии
Терминал расположен вблизи ключевых промышленных центров Индонезии, что позволит сократить логистические расходы и повысить эффективность внешней торговли
-
Почти половину прироста контейнерного тоннажа «съест» выбытие старого флота – Alphaliner
Lанные Alphaliner показывают, что почти половина заказанных операторами из ТОП-10 судов, по сути будет компенсацией выбывающего старого флота