Небесные страдания
Согласно материалам рабочей группы Минтранса по основным направлениям развития Московского авиационного узла (МАУ), подготовленным на прошлой неделе, наиболее острая ситуация сейчас наблюдаетс в Домодедово. Аэропорт фактический имеет дефицит терминальных мощностей и при этом обслуживает самое большое количество пассажиров. Домодедово перевозит 26 млн пассажиров в год и эксплуатирует всего 170 тыс. кв. м площадей терминалов. Аэровокзальные комплексы Шереметьево составляют 350 тыс. кв. м и обслуживают 22,5 млн пассажиров. Дефицит мощностей Домодедово приводит к оттоку авиакомпаний, констатируют чиновники, таких как Lufthansa, Swiss, Austrian Airlines, Turkish Airlines, SAS и “Трансаэро”. На этом основании экспертная группа прогнозирует, что Домодедово в течение 2012-2013 годов потеряет около 10 млн пассажиров.
Вторая важная проблема МАУ — нехватка бюджетных средств на строительство аэродромной инфраструктуры в Домодедово и Шереметьево. Из материалов следует, что дефицит средств на вторую взлетно-посадочную полосу (ВВП) в Домодедово, реконструкцию перронов и строительство новых составляет 33,2 млрд руб., а у Шереметьево дефицит на строительство третьей ВПП, реконструкцию первой ВПП и перроны — 18,2 млрд руб. В качестве одного из вариантов решения проблемы финансирования чиновники предлагают объединение трех аэропортов с перераспределением нагрузки между ними.
Проблема недостаточности бюджетных средств для развития аэродромных комплексов Домодедово и Шереметьево заставила чиновников разработать механизмы концессий, которые позволили бы аэропортам финансировать инфраструктуру на условиях частно-государственного партнерства. Например, заключение концессионного соглашения на строительство ВПП и перронов предусматривает, что возврат инвестиций компенсируется за счет ставки за аренду полос. Так, ставка в размере 400 млн руб. в год (индексированная на инфляцию) позволит вернуть 35 млрд руб. капитальных затрат за 40 лет. Однако, признают авторы документа, заключение концессионного соглашения — сложная процедура, занимающая много времени, а текущие ставки аренды ВПП для аэропортов гораздо ниже. Есть еще вариант концессии на весь аэропорт, при котором государство сначала выкупает терминалы, а потом передает весь комплекс инвесторам. И последний вариант предполагает приватизацию ВПП и внесение их в уставный капитал аэропортов. Но балансовая стоимость ВПП высока, и в результате доля инвесторов (владельцев Домодедово, совладельцев Внуково, ВТБ, ВЭБа и “Аэрофлота” в Шереметьево) “значительно уменьшится”.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что перспективы концессий весьма туманны. Разработчики документа признаются, что в мировой практике есть лишь единичные случаи такого привлечения частных инвестиций в государственные ВПП.
Источники газеты “Коммерсантъ” в правительстве говорят, что “конкретное предложение” по условиям частно-государственного развития МАУ должно быть сформулировано и передано в аппарат правительства до 1 июня. Другой собеседник в правительстве утверждает, что Минтранс считает наиболее целесообразной консолидацию аэропортов с последующей передачей их профильной управляющей компании. Но если подконтрольные государству Внуково и Шереметьево уже находятся в процессе объединения, то владельцы Домодедово продолжают переговоры о продаже аэропорта новым частным инвесторам.
Новости по теме
-
Аэропорт «Эльга» в Якутии принял первый грузовой самолет
Грузовой самолет ИЛ-76 авиакомпании «Авиакон Цитотранс» стал первым грузовым самолетом, приземлившимся на построенной в этом году посадочной площадке на Эльгинском угольном месторождении в Якутии
-
Грузооборот мировой авиации растет второй месяц подряд
Грузооборот мировой гражданской авиации вырос на 1,9% в сентябре к уровню прошлого года и составил 20,8 млрд тонно-километров
-
Погрузка на транспорте в Китае в сентябре 2023 года выросла на 7,6%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам сентября 2023 года составил 4,85 млрд тонн
Свежие новости
-
Аэропорт «Эльга» в Якутии принял первый грузовой самолет
Грузовой самолет ИЛ-76 авиакомпании «Авиакон Цитотранс» стал первым грузовым самолетом, приземлившимся на построенной в этом году посадочной площадке на Эльгинском угольном месторождении в Якутии
-
Дмитрий Ерков назначен исполнительным директором «Туапсинского балкерного терминала»
Исполнительным директором «Туапсинского балкерного терминала» с 1 декабря 2023 года назначен Дмитрий Ерков
-
Доминирование Китая на мировых рынках не только не ослабевает, но даже, напротив, усиливается
Несмотря на часто появляющиеся в СМИ публикации об ослаблении позиций Китая в мировой торговле и еще более неблагоприятных прогнозах, эксперты отмечают, что влияние Китая в мировой торговле, напротив, усиливается.
-
Генеральным директором СП «Росатома» и DP World назначен Сергей Сидоров
Новым генеральным директором компании, специализирующейся на развитии контейнерных перевозок по
-
«Сухой порт Чайковский» в Пермском крае отправил первый контейнерный поезд в Китай с агроэкспортом
Терминал «Сухой порт Чайковский», расположенный в Чайковском городском округе Пермского