Грузооборот портов России в 2023 году вырос на 5%, несмотря на спад в конце года

Море | Порты | Статистика | Январь 16, 2024, 18:32

Грузооборот морских портов России в декабре восстановился после обусловленного штормами ноябрьского спада, но остался ниже прошлого года. Всего по итогам прошлого месяца перевалено 72 млн тонн: -2% год к году и +15% месяц к месяцу. Перевалка сухих грузов сократилась на 5% год к году, наливных – выросла на 0,6%.

Оборот Азово-Черноморского бассейна в декабре почти полностью восстановился после резкого спада в ноябре, увеличившись месяц к месяцу на 48%, но не достиг рекордного в этом году среднемесячного показателя. Год к году перевалка сократилась на 6%, но относительно уровня декабря 2021 года выросла на 4%.

Перевалка в портах Балтийского бассейна в помесячной динамике приросла на 4% и осталась на уровне конца 2022 года. Оборот Дальневосточного бассейна вырос на 3% к уровню ноября и на 2% год к году, но остался ниже уровней предыдущих 8 месяцев. Грузооборот Арктического бассейна сократился год к году на 4%.

В связи с большим интересом к Каспию в контексте проекта МТК «Север-Юг» отдельно отметим динамику портов этого бассейна. Здесь переваливаются в десятки раз меньшие объемы, однако с точки зрения динамики, это самый быстрорастущий сегмент рынка: по итогам года грузооборот бассейна вырос почти на треть год к году, несмотря на сокращение перевалки в конце года.

Всего за 2023 год портами России перевалено 886 млн тонн, что на 5,2% или 44 млн тонн превышает показатель 2022 года. Перевалка сухих грузов увеличилась на 10%, до 447 млн тонн. В 2023 году самыми быстрорастущими номенклатурами среди сухих грузов стали: зерно (+56%) и удобрения (+52%). Перевалка наливных грузов выросла на 0,5% до 439 млн тонн. Сократились объемы перевалки сжиженного газа и нефтепродуктов, в то время как прочих наливных грузов – выросли.

Единственным бассейном, показавшим снижение объемов по итогам года, стал Арктический, оборот которого остается примерно на уровне годом ранее (-0,7%). Порты Азово-Черноморского бассейна нарастили оборот на 10%, Балтийского на 2%, Дальневосточного на 5%.

В структуре портовой перевалки экспорт вырос на 4% год к году, до 692,6 млн тонн, каботаж – на 16%, до 89 млн тонн. Импорт составил 39 млн тонн (+6,6%), транзит – 65 млн тонн (+7%), сообщает Морцентр-ТЭК в своем Telegram-канале.

Почти половина совокупных объемов грузов, переваливаемых портами в экспорте, доставляется железнодорожным транспортом. Погрузка экспортных грузов в адрес морских портов на сети РЖД в 2023 году составила 334,7 млн тонн, что на 0,5% больше, чем годом ранее. Погрузка в адрес портов Северо-Запада составила 130,8 млн тонн (+3,5%). На порты Дальнего Востока было отправлено 113,8 млн тонн (-0,4%), на порты Юга – свыше 90 млн тонн (-2,5%).

РЖД отмечает кратный рост объемов отправок зерна, а также значительный рост погрузки химических грузов на порты всех трех бассейнов.

Погрузка в направлении портов Дальнего Востока и Юга сдерживалась нестабильной работой морских терминалов в зимний период, а также необходимостью проведения масштабных работ по строительству и капитальному ремонту железнодорожной инфраструктуры. Эти же факторы способствовали росту спроса на отправку через порты Северо-Запада.

Новости по теме


  • Грузооборот портов Латвии в январе 2024 года упал на 15%

    Грузооборот портов Латвии в январе 2024 года составил 3,5 млн тонн, что на 15% или на 631 тыс. тонн меньше, чем годом ранее

    28 февраля, 2024, 13:13
  • CMA CGM также получила убыток в последнем квартале 2023 года

    Французская контейнерно-логистическая группа CMA CGM также вышла в убыток в последнем квартале прошлого года

    26 февраля, 2024, 12:17
  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34

Свежие новости