Грузооборот портов России в 2023 году вырос на 5%, несмотря на спад в конце года
Море | Порты | Статистика | Январь 16, 2024, 18:32
Грузооборот морских портов России в декабре восстановился после обусловленного штормами ноябрьского спада, но остался ниже прошлого года. Всего по итогам прошлого месяца перевалено 72 млн тонн: -2% год к году и +15% месяц к месяцу. Перевалка сухих грузов сократилась на 5% год к году, наливных – выросла на 0,6%.
Оборот Азово-Черноморского бассейна в декабре почти полностью восстановился после резкого спада в ноябре, увеличившись месяц к месяцу на 48%, но не достиг рекордного в этом году среднемесячного показателя. Год к году перевалка сократилась на 6%, но относительно уровня декабря 2021 года выросла на 4%.
Перевалка в портах Балтийского бассейна в помесячной динамике приросла на 4% и осталась на уровне конца 2022 года. Оборот Дальневосточного бассейна вырос на 3% к уровню ноября и на 2% год к году, но остался ниже уровней предыдущих 8 месяцев. Грузооборот Арктического бассейна сократился год к году на 4%.
В связи с большим интересом к Каспию в контексте проекта МТК «Север-Юг» отдельно отметим динамику портов этого бассейна. Здесь переваливаются в десятки раз меньшие объемы, однако с точки зрения динамики, это самый быстрорастущий сегмент рынка: по итогам года грузооборот бассейна вырос почти на треть год к году, несмотря на сокращение перевалки в конце года.
Всего за 2023 год портами России перевалено 886 млн тонн, что на 5,2% или 44 млн тонн превышает показатель 2022 года. Перевалка сухих грузов увеличилась на 10%, до 447 млн тонн. В 2023 году самыми быстрорастущими номенклатурами среди сухих грузов стали: зерно (+56%) и удобрения (+52%). Перевалка наливных грузов выросла на 0,5% до 439 млн тонн. Сократились объемы перевалки сжиженного газа и нефтепродуктов, в то время как прочих наливных грузов – выросли.
Единственным бассейном, показавшим снижение объемов по итогам года, стал Арктический, оборот которого остается примерно на уровне годом ранее (-0,7%). Порты Азово-Черноморского бассейна нарастили оборот на 10%, Балтийского на 2%, Дальневосточного на 5%.
В структуре портовой перевалки экспорт вырос на 4% год к году, до 692,6 млн тонн, каботаж – на 16%, до 89 млн тонн. Импорт составил 39 млн тонн (+6,6%), транзит – 65 млн тонн (+7%), сообщает Морцентр-ТЭК в своем Telegram-канале.
Почти половина совокупных объемов грузов, переваливаемых портами в экспорте, доставляется железнодорожным транспортом. Погрузка экспортных грузов в адрес морских портов на сети РЖД в 2023 году составила 334,7 млн тонн, что на 0,5% больше, чем годом ранее. Погрузка в адрес портов Северо-Запада составила 130,8 млн тонн (+3,5%). На порты Дальнего Востока было отправлено 113,8 млн тонн (-0,4%), на порты Юга – свыше 90 млн тонн (-2,5%).
РЖД отмечает кратный рост объемов отправок зерна, а также значительный рост погрузки химических грузов на порты всех трех бассейнов.
Погрузка в направлении портов Дальнего Востока и Юга сдерживалась нестабильной работой морских терминалов в зимний период, а также необходимостью проведения масштабных работ по строительству и капитальному ремонту железнодорожной инфраструктуры. Эти же факторы способствовали росту спроса на отправку через порты Северо-Запада.
Новости по теме
-
Hub Shipping расширил географию морских сервисов новым маршрутом из Южной Америки в Россию
Компания Hub Shipping, выступающая агентом линейного перевозчика REEL SHIPPING (ОАЭ), сообщила о расширении географии своих маршрутов: с 24 апреля суда компании начали заходить в столицу Аргентины — Буэнос-Айрес
-
Угроза дефицита вместимости из-за кризиса в Красном море преувеличена
В феврале UNCTAD выпустил отчет, посвященный кризису в связи с перебоями судоходства в двух ключевых каналах – Панамском и Суэцком. По приведенным в отчете данным средняя скорость контейнеровозов составляла до начала хуситского кризиса в Красном море 14,6 узлов, в январе она выросла до 16,1 узлов, а в феврале обратно сократилась до 15,4 узлов
-
Линейные операторы повышают ставки, чтобы компенсировать дополнительные расходы вследствие кризиса в Красном море
За последние 2 недели ставки на порты как северной Европы, так и Средиземного моря подросли на 4%. По сравнению с уровнями начала декабря, до начала хуситских атак на суда в Красном море, ставки на этих направлениях выросли в 2,7 раза
Свежие новости
-
Hub Shipping расширил географию морских сервисов новым маршрутом из Южной Америки в Россию
Компания Hub Shipping, выступающая агентом линейного перевозчика REEL SHIPPING (ОАЭ), сообщила о расширении географии своих маршрутов: с 24 апреля суда компании начали заходить в столицу Аргентины — Буэнос-Айрес
-
Объемы мирового контейнерного рынка по-прежнему на коронакризисных максимумах
В разрезе ключевых региональных сегментов рынка рекордсмены роста – азиатский экспорт и североамериканский импорт
-
Перевозка контейнеров по сети РЖД за январь-апрель 2024 года выросла на 9%
Перевозка груженых контейнеров с начала года увеличилась на 7,6% год к году и составила 1,86 млн TEU, всего перевезено 26,8 млн тонн грузов (+8,9%)
-
«Сухой порт Южноуральский» совместно с «Русагротэк» отправили первый контейнерный поезд в Китай
Общее время в пути оценивается в 14 суток, в составе поезда – 70 сорокафутовых контейнеров
-
Угроза дефицита вместимости из-за кризиса в Красном море преувеличена
В феврале UNCTAD выпустил отчет, посвященный кризису в связи с перебоями судоходства в двух ключевых каналах – Панамском и Суэцком. По приведенным в отчете данным средняя скорость контейнеровозов составляла до начала хуситского кризиса в Красном море 14,6 узлов, в январе она выросла до 16,1 узлов, а в феврале обратно сократилась до 15,4 узлов