Борьба с фиктивным импортом продолжается
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что в 2012 г. объемы вывода капитала за рубеж по сомнительным основаниям составили $39 млрд., а за девять месяцев текущего года — $22 млрд. При этом от общей суммы за 2012-2013 гг. через страны Таможенного союза было выведено порядка $47 млрд. В 2012 году через “союзные схемы” было выведено порядка $25 млрд. По оценкам ЦБ, озвученных ранее, в 2012 г. через Белоруссию было выведено $15 млрд., через Казахстан – $10 млрд. Отмечается, что в пересчете на ежемесячный отток в 2013 г. ситуация ухудшилась, по сравнению с предыдущим годом. Отметим, что если помножить это на процент за вывод, то получается, что кроме контрабандистов, которые всегда в шоколаде, еще и банкиры за год могли поднять миллиард долларов.
Вывод капитала осуществляется за счет так называемых союзных схем, предполагающих фиктивный импорт: российские компании оплачивают якобы поставки товаров из стран ТС на счета третьих лиц, которые находятся в других юрисдикциях. Учитывая, что по договору стран ТС порядок оформления сделок носит упрощенный характер без использования грузовых таможенных деклараций, то контролировать реальность поставок становится затруднительно.
Данная проблема впервые была озвучена ЦБ еще в 2010 г. Тогда предлагалось проверять достоверность оформляемых ТТН по базе данных расчетного центра Национального банка Белоруссии. Позже было предложено учитывать информацию о банкротстве белорусских компаний-грузоотправителей. В конце прошлого года активно развиваться казахстанские схемы. В 2013 г. от банков требовалось проверять достоверность данных о клиентах и их контрагентах в открытых источниках и передавать их в ЦБ, сообщать в Росфинмонторинг о таких операциях и т.д. А в августе от банков потребовали отказывать клиентам в проведении подобных операций.
Некоторые участники рынка ожидают, что в следующем году позитивной динамики по данному вопросу – поправки к антиотмывочному закону были приняты летом и необходимо время, чтобы банки начали правильно использовать предусмотренные законом новые инструменты. Кроме того, в Росфинмониторинге сообщили о разработанных совместно с ФТС, ЦБ, Белоруссией и Казахстаном предложениях, направленных на минимизацию этих схем. Данный механизм должен начать реализовываться в следующем году.
Новости по теме
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU