Реформа монополии – по сценарию монополии
Проект изменений в Уставе железнодорожного транспорта был подготовлен Министерством транспорта РФ по распоряжению правительства, а заключение было принято на заседании совета при президенте 25 мая. В пояснительной записке к проекту сказано, что он разработан с целью развития конкуренции на железнодорожном транспорте и учета баланса интересов участников перевозчика (основным является ОАО РЖД) и его контрагентов — грузоотправителей, пассажиров. Но совет при президенте сделал противоположный вывод: законопроект не только не устраняет существующие преимущества перевозчика перед контрагентами, но и расширяет круг “таких необоснованных преимуществ”. Пишет сегодня “Коммерсант”
Эксперты обратили внимание на то, что новая редакция Устава железнодорожного транспорта позволит РЖД самой ограничивать или прекращать перевозки в случае чрезвычайных обстоятельств (например, эпидемии или военных действий). Сейчас такие ограничения может вводить только государство, а проект предлагает разрешить перевозчику всего лишь уведомлять профильное ведомство о своем решении. В заключении совета говорится также о многочисленных правах перевозчика и ограничении его ответственности. Грузоотправитель обязан производить полную предоплату услуг, при этом будет ограничен в выборе кратчайшего расстояния, скорости перевозки, что напрямую влияет на тариф. За искажение сведений о грузе перевозчик сможет взыскать с отправителя неустойку в размере пятикратной платы за провоз, потребовав вдобавок возмещения убытков. Перевозчик же будет обязан предоставить под погрузку технически исправные вагоны без учета специфики груза, а за просрочку его доставки должен будет заплатить пени в размере до 50% суммы платы за провоз. А за повреждение или утрату груза перевозчик, скорее всего, отвечать не будет, поскольку отправитель груза вряд ли сможет сам доказать вину перевозчика. В отношении пассажирских перевозок эксперты сочли неприемлемым правило, по которому РЖД не восстанавливает потерянные или испорченные билеты. Это, по мнению экспертов, “не соответствует современному уровню технического развития”.
Устав железнодорожного транспорта, принятый в 2003 году, привел к спорам в арбитражных судах. Юристы отмечают, что сами грузоотправители судятся с РЖД крайне редко, предпочитая обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). РЖД является естественной монополией, доля РЖД на рынке железнодорожных перевозок превышает 65%. ФАС периодически выявляет нарушения, обвиняя РЖД в злоупотреблении доминирующим положением, но РЖД в большинстве случаев успешно обжалует решения ФАС в суде. Проблемы связаны, в частности, с взиманием РЖД платежей за операции, которые РЖД обязана проводить без дополнительной оплаты. В таких делах ФАС иногда выигрывает: в 2007-2008 годах суды признали незаконными платежи, которые РЖД потребовала с региональных структур “Русала” за осуществление внутреннего таможенного транзита.
В РЖД согласны с тем, что проект изменений в Уставе железнодорожного транспорта требует доработки, особенно с учетом передачи грузового вагонного парка от РЖД операторским компаниям. Но основные замечания совета при президенте в РЖД отвергают. В компании отмечают, что проект отменяет ряд санкций, предусмотренных для грузоотправителей сейчас. Это “право перевозчика на взимание пятикратных сборов за хранение груза на железнодорожной станции и двукратной платы за пользование вагонами”. Кроме того, отмечают в РЖД, в проекте “в десять раз уменьшена ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за задержку вагонов под грузовыми операциями”. Но главное, на чем настаивают РЖД,— это привлечение перевозчика к ответственности только при наличии его вины, хотя обычно предприниматели отвечают без учета вины. Необходимость льготного режима в РЖД объясняют тем, что перевозчик не может выбирать контрагентов и обязан предоставлять услуги всем, при этом перевозчик несет риск, связанный с транспортом. В РЖД ссылаются также на положения Конвенции о международных железнодорожных перевозках, к которой Россия может присоединиться в ближайшее время.
Источник “Ъ” в Минтрансе сообщил, что проект изменений в уставе разрабатывался “исходя из сложившейся технологии железнодорожной отрасли”, а ответственность перевозчика всегда была ограниченной как по российскому, так и по международному праву. “Это связано с повышенными рисками в деятельности перевозчика”,— резюмировали в Минтрансе.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару