Евросоюз не исключает конфликта с РФ за ресурсы Севера
В начале недели британское издание The Guardian опубликовало выдержки из доклада верховного представителя Евросоюза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы и комиссара ЕС по внешним связям и политике европейского соседства Бениты Ферреро-Вальднер, согласно которому глобальное потепление приведет к росту конфликтов в мире. В документе отмечается, что Арктика станет одной из «потенциальных» арен для борьбы, в которую могут быть вовлечены страны Евросоюза и Россия.
Глобальное потепление и ускоренное таяние ледников будут иметь «широкие последствия для стабильности и безопасности стран Евросоюза», уверены авторы доклада. По их мнению, из-за таяния ледников станут актуальны новые судоходные маршруты, за которые разгорится борьба. Более того, «проблемы в Арктике» связывают с Россией, которая в минувшем году начала кампанию по приращению шельфовых территорий. «Дальнейшее развитие гонки за энергетические ресурсы будет проходить через конфликты за ресурсы полюса, которые из-за глобального потепления будут все более доступны», — отмечается в докладе. Усиление конкуренции за энергоресурсы вполне может привести к «потенциальным конфликтам» между странами, в том числе Россией, Данией, Норвегией, США и Канадой.
Сам факт того, что высокопоставленные чиновники ЕС говорят о возможности конфликта, свидетельствует о намерении Евросоюза активно включиться в борьбу за ресурсы Севера. «Ситуация симптоматична и опасна для нас. Впервые официальные лица ЕС заявили о готовности к противостоянию с Россией», — полагает политолог Дмитрий Евстафьев. Однако без помощи военного рычага в виде НАТО любое гипотетическое противостояние для Евросоюза невозможно. «Роль НАТО сейчас меняется. Теперь это не только организация, отвечающая за оборону и проведение военных операций по миру, но и инструмент, призванный отвечать созданию новых экономических параметров и изменению политической карты мира», — говорит он.
Доклад еврочиновников появился незадолго до саммита НАТО в Бухаресте, на котором обсуждение вопросов энергетической безопасности станет одной из центральных тем. По данным The Guardian, на саммите будет представлен 150-страничный манифест, в котором поднимается вопрос об использовании НАТО в качестве «инструмента энергетической безопасности». Более того, авторы манифеста отмечают, что глобальное потепление уже вызвало трения между РФ и входящей в альянс Норвегией о ловле рыбы у архипелага Шпицберген. Правда, до сих пор освоение богатого углем Шпицбергена Москвой и Осло проходило мирно. «Это тот случай, где все происходит бесконфликтно. Управление и принятие любых решений проходит на основе норвежско-российских договоренностей. До сих пор во главе угла стояло совместное освоение. Однако попытки втянуть Норвегию в конфликт с РФ не исключены», — говорит руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.
Западные эксперты, впрочем, уверены, что в ближайшее время ожидать обострения борьбы за Арктику не стоит. «Главной целью для многих стран на годы вперед станет определение границ исключительных экономических зон. Я полагаю, что все вопросы, связанные с этим процессом, будут решаться на основании научных данных и в соответствии с существующими договоренностями. После определения границ остро станет вопрос с поиском экспертов и оборудования, достаточного для добычи ресурсов. Вполне возможно, что сотрудничество, которое мы видим на Штокмановском месторождении, станет обычным делом для всей Арктики в будущем», — сказал РБК daily эксперт Датского института международных исследований Свенд Ааге Кристенсен.
РБК daily
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU