Важнейший материал про возврат экспортного НДС при транспортировке экспорта
Правила игры разбирает руководитель арбитражной группы “Коммерсанта” Ольга Плешанова
В России грамотные судебные решения могут подчас завести в тупик. Сейчас серьезной проблемой крупнейших нефтяных компаний стало взыскание с транспортников неосновательного обогащения — в судах десятки исков “Роснефти”, ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР на общую сумму около 2 млрд руб. На прошлой неделе, например, арбитражный суд Москвы начал рассматривать иск ОАО “ТНК-ВР Холдинг” к ЗАО “Транспортная корпорация” на 244,1 млн руб., а также удовлетворил похожий иск ТНК-ВР к другому перевозчику на 1,5 млн руб.
Проблема связана с транспортировкой нефти в морской порт, откуда она отправляется на экспорт. Ставка НДС для экспортируемой нефти составляет 0%, но спор идет о том, по какой ставке НДС облагать ее внутрироссийскую транспортировку — по 0% или по 18% с последующим возвратом из бюджета. Федеральная таможенная служба, Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) считают, что транспортировка нефти внутри России облагается НДС 18%, поскольку экспорт начитается только в порту. Нефтяники уплачивали транспортникам 18% НДС, но инспекция по крупнейшим налогоплательщикам N 1 стала отказывать им в его возмещении. Налоговики решили, что нефть следовала в порт уже в режиме экспорта, и ставка НДС здесь 0%.
Суды поддержали инспекцию: с конца 2005 года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) говорит, что для экспортируемого товара ставка НДС составляет 0%. При этом точкой отсчета, с которой нефть оказывается в режиме экспорта, суды считают дату штампа “Выпуск разрешен”, проставляемого таможенниками на временных грузовых таможенных декларациях (а они оформляются до прибытия нефти в порт). Такая позиция четко сформулирована в постановлении президиума ВАС от 3 ноября 2009 года по делу компании “ТНК-Нижневартовск”. Этот казус на 42,3 тыс. руб. компания чудесным образом выиграла: президиум ВАС обязал возместить НДС, поскольку транспортная компания выставила нефтяникам счет-фактуру на три дня раньше, чем на временной декларации появился штамп таможни.
Но постановление президиума ВАС появилось после того, как сами налоговики проблему с возмещением 18% НДС успели уладить. В феврале 2009 года ФНС сказала, что ставка НДС 0% применяется не с момента проставления таможней штампа на временной декларации, а с момента наливки нефти в танкер в морском порту. В середине прошлого года инспекция перестала отказывать нефтяникам в возмещении НДС и проблема, казалось бы, себя исчерпала. На этом фоне постановление президиума ВАС, формально вынесенное в пользу нефтяников, спутало все карты. Из него следует обратное: после проставления на временных декларациях штампа таможни НДС 18% уплачиваться и возмещаться не должен. Это означает, что в 80-90% случаев нефтяники не могут претендовать на возмещение НДС, поскольку счета-фактуры выставляются обычно после появления на временной декларации штампа “Вывоз разрешен”. Крайними оказались транспортники: нефтяники именно с них стали требовать уплаченные 18% НДС под видом неосновательного обогащения. А вот транспортникам эти деньги уже вряд ли кто-то возместит.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
РЖД установили новый порядок перевозок порожних контейнеров
Порожние контейнеры не будут приниматься к перевозке по железной дороге без письменного подтверждения предприятий-получателей. Такие разъяснения от представителей ЦД РЖД получили контейнерные операторы, обеспокоенные возможным введением запрета на отгрузки. В пресс-службе РЖД заявили InfraNews, что запрета на прием порожних контейнеров к перевозке нет, а заявки сверх утвержденных планов согласовываются в соответствии с очередностью, закрепленной в действующих правилах перевозок.
-
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту, соответствующее распоряжение премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 27 июля. InfraNews ознакомились с текстом документа, который официально опубликован не был
-
Сотни российских контейнеров линии E-Shipping застряли в Китае
Российские импортеры и экспортеры вновь столкнулись с проблемами иностранной судоходной линии. Турецкая компания E-Shipping, оперирующая двумя судами на контейнерной линии из Владивостока в порты Китая и Кореи, не смогла выполнить свои обязательства. Часть контейнеров с середины апреля застряли на судне A HOUOU, дрейфующем в открытом море вблизи китайского порта Нинбо, а пострадавшие грузовладельцы и экспедиторы готовят коллективный иск к перевозчику.
Свежие новости
-
Автодорога от Краснодара до Крымского моста стала платной
Четырехполосная скоростная трасса А-289 открыта в декабре 2024 года
-
Роттердам уступил лидерство на европейском контейнерном рынке бельгийскому конкуренту
Груженый экспорт в порту сократился более чем на 8%
-
«Эльга» начала строительство второго пути Тихоокеанской железной дороги
Провозная способность частной грузовой магистрали увеличится с 30 до 50 млн тонн в год
-
Портовый комплекс Антверпен-Брюгге стал крупнейшим контейнерным портом Европы, обогнав порт Роттердам
Перевалка контейнерных грузов в порту растет с начала 2024 года
-
«Трансконтейнер» увеличил мощность терминала в Архангельске
За счет установки нового крана емкость терминала выросла в 2 раза до 630 TEU