БТС-2 – игрушка вчерашнего дня
Сокращение нефтедобычи в России может превратить строительство очередного экспортного нефтепровода на Балтике – БТС-2 – в дорогую и бесполезную затею, имеющую скорее политические, чем экономические предпосылки, утверждают критики проекта.
Российские власти задумали построить БТС-2 взамен нефтепровода “Дружба”, по которому российская нефть поступает в Германию и страны Восточной Европы, после обострения конфликта с Белоруссией вокруг нефтяных пошлин в начале 2007 года. Тогда Минск на несколько дней приостановил прокачку нефти в Европу по своей территории.
Запуск нефтепровода БТС-2 проектной мощностью 50,0 миллионов тонн в год позволит полностью отказаться от транзита нефти по территории Украины и Польши и развернуть нефтяные потоки “Дружбы” в сторону Балтики, что особенно актуально на фоне прохладных отношений с Киевом и Варшавой.
“За это время нефтепровод превратился в политическое оружие, которое Россия использует для выяснения отношений с транзитными странами”, – заявили в JCB Energy.
Глава Транснефти Николай Токарев сообщил журналистам на саммите Рейтер в сентябре, что Россия прекратит поставки нефти в направлении украинских портов Одесса и Южный и польского Гданьска после запуска первой очереди БТС-2 пропускной способностью 30,0 миллионов тонн в год начиная с 2012 года.
ЭКОНОМИКА
Распоряжение о строительства БТС-2 в условиях глобального финансового кризиса, который не мог не сказаться на экспортно- ориентированной экономике России, удивило многих наблюдателей.
Первоначальная расчетная стоимость БТС-2 составляла около $2 миллиардов, но к настоящему времени смета выросла почти в два раза.
“Транснефть стоит перед перспективой заплатить до $5 миллиардов за проект, который не принесет дополнительного дохода, кроме роста выручки с одновременным ростом затрат”, – добавил он.
В 2008 году в России наметилась тенденция к снижению объемов добычи и экспорта нефти. В отдельные месяцы 2008 года экспорт составлял менее 4,0 миллионов баррелей в сутки, тогда как в 2006-2007 годах среднесуточный объем экспорта составлял 4,2-4,3 миллиона баррелей.
Экспорт российской нефти в 2008 году снизится впервые за последние 10 лет.
“Основной вопрос, вызывающий сомнения относительно проекта (БТС-2) – его экономика”, – сказал Денис Борисов из Солида.
В последние годы рост пропускной способность экспортных нефтепроводов превысил объем увеличения добычи, а модернизация российских НПЗ сопровождалась ростом нефтепереработки.
“Россия легко может столкнуться с избытком невостребованных экспортных мощностей даже в том случае, если все потоки нефтепровода “Дружба” будут перенаправлены в новые экспортные нефтепроводы”, – сообщил в исследовании аналитик JCB Energy.
Распоряжение предполагает финансирование строительства БТС-2 за счет выпуска Транснефтью долгосрочных рублевых облигаций и “их размещения по закрытой подписке среди финансовых организаций с преимущественным участием государства”.
В условиях, когда западные рынки капитала фактически закрыты для российских заемщиков, это означает, что Транснефть будет конкурировать с другими российскими компаниям в борьбе за государственные средства.
Падающие цены на нефть могут серьезно затруднить реализацию проекта.
“Как низкие, так и аномально высокие цены на нефть – ниже $40 и выше $100 за баррель – угрожают экономике проекта”, – добавил Борисов. Он говорит, что низкие цены приведут к сокращению добычи, а высокие увеличат рентабельность переработки и повлекут за собой снижение экспорта сырой нефти.
“Проект мотивирован интересами небольшой группы лиц. В его основе нет стратегического интереса”, – сказал нефтетрейдер крупной западной компании.
Строительство терминала будет вестись в сотрудничестве с швейцарским трейдером Gunvor, который известен тесными связями с российским политическим истэблишментом и крупными государственными нефтяными компаниями.
Нефтепровод БТС-2 пропускной способностью в 137.000 тонн в сутки будет подключен к действующей системе экспортных нефтепроводов “Дружба” и свяжет ЛПДС Унеча и балтийский порт Усть-Луга рядом с Приморском. Он также предусматривает строительство ответвления от до нефтеперерабатывающего завода Сургутнефтегаза в Киришах.
Рейтер
Новости по теме
-
Объем транзитных перевозок ОТЛК в I квартале снизится на 5–6%
Такую оценку озвучил генеральный директор ОТЛК ЕРА Алексей Гром
-
Кэ Цзинь: «Северный морской путь соответствует нашим ожиданиям»
Китайская компания Torgmoll занимается логистикой между Россией и Китаем с 2009 года, а в 2023 году стала первым иностранным логистическим оператором, запустившим регулярные контейнерные рейсы по Северному морскому пути. На вопросы InfraNews о ближайших планах на будущее ответил представитель компании Torgmoll в России Кэ Цзинь.
-
В 2024 году чистая прибыль ГТЛК по МСФО выросла в 2,6 раза
Согласно данным «Эксперт РА» ГТЛК заняла второе место по сумме сделок с новыми клиентами и первое по текущему портфелю
Свежие новости
-
Объем транзитных перевозок ОТЛК в I квартале снизится на 5–6%
Такую оценку озвучил генеральный директор ОТЛК ЕРА Алексей Гром
-
Кэ Цзинь: «Северный морской путь соответствует нашим ожиданиям»
Китайская компания Torgmoll занимается логистикой между Россией и Китаем с 2009 года, а в 2023 году стала первым иностранным логистическим оператором, запустившим регулярные контейнерные рейсы по Северному морскому пути. На вопросы InfraNews о ближайших планах на будущее ответил представитель компании Torgmoll в России Кэ Цзинь.
-
В 2024 году чистая прибыль ГТЛК по МСФО выросла в 2,6 раза
Согласно данным «Эксперт РА» ГТЛК заняла второе место по сумме сделок с новыми клиентами и первое по текущему портфелю
-
Капитан контейнеровоза HUA XIN 678 приказал E-Line выгрузить груз в Мундре
В противном случае судовладелец разгрузит судно сам за дополнительную плату
-
Летняя навигация на Нижней Волге открылась на неделю раньше срока
Буксир «Волжского пароходства» отправился в свой первый рейс из Волгограда в Астрахань