РЖД выше Конституции РФ
Сенаторы отклонили попытку изменить документ в нежелательную для железнодорожников сторону
Комитет Совета Федерации по промышленной политике направил на рассмотрение в комиссию по естественным монополиям сената законопроект «О внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта РФ».
Авторы законопроекта считают, что за порчу или недостачу перевозимого груза железнодорожники должны отвечать в гораздо большей степени, чем это прописано в действующем Уставе.
Начальник управления законодательства Высшего арбитражного суда Дмитрий Дедов, поддерживающий позицию авторов законопроекта, так объяснил мотивы обновления Устава. По его словам, этот документ вступил в противоречие с Гражданским кодексом (ГК) по проблеме презумпции виновности. Ведь согласно статье 95 Устава по определению виновным за порчу или утрату груза считается перевозчик, и именно ему нужно доказать в суде свою невиновность. В то же время статья 118 того же документа гласит, что доказывать свою невиновность в суде за порчу или утрату груза следует грузоотправителю. Двойное толкование Устава ставит арбитражных судей в трудное положение при рассмотрении споров в суде. Высший арбитражный суд решил устранить законодательную коллизию. «Три года назад ВАС принял постановление, в котором судьи указали, что при рассмотрении жалоб о порче или утрате имущества они руководствуются статьей 796 Гражданского кодекса, которая возлагает на перевозчика бремя доказывания своего освобождения от ответственности», – заявил г-н Дедов.
Это не первая попытка изменить Устав в невыгодной для железнодорожников редакции. Полтора года назад ВАС выступил с таким же предложением перед сенаторами. Тогда законопроект не прошёл и был отправлен на доработку. И вот он появился вновь, причём в таком же виде. Об этом сегодня пишет “Гудок”.
Однако заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов по-прежнему считает позицию комитета и ВАС несправедливой по отношению к железнодорожникам. «Если мы уберём статью 118 Устава, то в условиях массовых перевозок ОАО «РЖД» предстоит превратиться в систему по доказыванию каждому жулику того, что ОАО «РЖД» не верблюд, – образно выразился зам-министра. – Коллеги наверняка помнят события начала 2000 года, когда одна из фирм попыталась провести крупную афёру на миллионы долларов. Эта фирма отправила пустые контейнеры с якобы лицензионными дисками, а потом заявила об их утрате, пытаясь таким образом получить от МПС компенсацию за утрату имущества».
InfraNews: А кто отправил по железной дороге эти контейнеры? Святой дух? А может быть сотрудники РЖД на станции отправления??? Мошенники есть во всех отраслях. И преступность неискоренима, но презумпция невиновности – это краеугольный камень любого общественного устройства. И отменять его, если так хочет какой-то замминистра – категорически неверно.
Кроме того, он напомнил, что в Гражданском кодексе, кроме статьи 796, есть ещё и статья 794, согласно которой условия перевозки могут определяться в транспортных уставах перевозчиков.
Исходя из этой нормы ГК в Кодексе торгового мореплавания и в Кодексе внутреннего водного транспорта есть статьи, аналогичные 118-й статье Устава железнодорожного транспорта. «Если мы одобрим законопроект, предложенный комитетом СФ по промышленной политике, то морские перевозчики получат преимущество над железнодорожниками», – заявил г-н Аристов.
Заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев добавил, что статьи, аналогичные 118-й статье Устава железнодорожного транспорта, существуют ещё и в международных договорах, прежде всего в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС). Если унифицировать законодательство и возлагать презумпцию виновности на перевозчика, то тогда потребуется внести изменения не только в Устав железнодорожного транспорта, транспортные кодексы, но и в СМГС. Сенаторы согласились с этими доводами и предложили отправить этот законопроект на доработку.
InfraNews: Ничего плохого от того, что кодекс торгового мореплавания, основанный на многих столетиях коммерческой работы на воде стал бы превалировать над кодексом железнодорожным – не произойдет. Надо понимать, что российский КТМП – есть калька с международных уложений, которыми регулируются все торговые и транспортные взаимоотношения, и на суше и на море. А то, что от советской власти в наследство досталось РЖД, должно быть приведено в соответствие с Конституцией и Гражданским кодексом. Отговорки же сенаторов от принятия законопроекта – есть ничто иное, как манкирование уже принятым решением. Проще говоря, принимая Гражданский кодекс, Совет Федерации обязался внести все изменения в законы, которые так или иначе противоречили гражданскому кодексу. Но РЖД по мысли сенаторов – выше Конституции.
Новости по теме
-
Контейнерные операторы опасаются новых форм госрегулирования
Заключение договора о взаимодействии собственников вагонов с перевозчиком может стать обязательным по закону, что даст РЖД новые полномочия по управлению движением частных вагонных парков. Большинство крупных контейнерных операторов считают, что на фоне нынешнего спада объемов перевозок проблема «заторов» на железной дороге перестает быть актуальной, а саму инициативу РЖД «сырой» и не учитывающей специфику контейнерного бизнеса.
-
Компания «Транзит» впервые отправила 300 тонн алтайского масла в Китай
Экспортный груз во флекси-танках будет погружен на железную дорогу в Новосибирске и уйдет морем из Владивостока
-
Сюрприз: новые портовые сборы в США вводятся не только для связанных с Китаем судов
USTR вводит сборы для всех автомобилевозов, построенных за пределами США
Свежие новости
-
Контейнерные операторы опасаются новых форм госрегулирования
Заключение договора о взаимодействии собственников вагонов с перевозчиком может стать обязательным по закону, что даст РЖД новые полномочия по управлению движением частных вагонных парков. Большинство крупных контейнерных операторов считают, что на фоне нынешнего спада объемов перевозок проблема «заторов» на железной дороге перестает быть актуальной, а саму инициативу РЖД «сырой» и не учитывающей специфику контейнерного бизнеса.
-
Компания «Транзит» впервые отправила 300 тонн алтайского масла в Китай
Экспортный груз во флекси-танках будет погружен на железную дорогу в Новосибирске и уйдет морем из Владивостока
-
Сюрприз: новые портовые сборы в США вводятся не только для связанных с Китаем судов
USTR вводит сборы для всех автомобилевозов, построенных за пределами США
-
Контейнерооборот «Глобал Портс» в первом квартале вырос на 2,5% до 304 тыс. TEU
Объем перевалки контейнеров на терминалах в Балтийском море увеличился на 38%
-
Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна сократился в марте 2025 года на 6%
Сокращение обусловлено снижением объемов импортной перевалки