Самый мощный удар по Усть-Луге

Новости | Политика | Ноябрь 20, 2007, 22:59

Сегодня в газете “Известия” опубликована статья, которая порадовала до глубины души. Кто ее “инициировал” – прозрачно. В статье ругают попытку руководства порта притянуть к себе вторую очередь БТС (есть планы договориться с Транснефтью, чтоб она договорилась с правительством, чтобы труба пошла вместо Приморска на Усть-Лугу) – значит Транснефть. В ней ругают проект Усть-Луги вообще (с учетом приближающихся выборов и существования некоего соглашения о сотрудничестве между “Известиями” и Единой Россией) – также очевидно, кому это интересно.

Так что внимание. Ничего нового – но почитать федеральную газету, которая в принципе никогда не умела писать про транспорт и вдруг разразилась глубокой критической статьей про один из самых громких проектов последних 15 лет, стоит.

InfraNews

На российском балтийском побережье есть порт Усть-Луга. Порт как порт, но вот беда – глубина фарватера там всего14 метров, и по этой причине туда не могут заходить современные нефтеналивные танкеры. Глубину фарватера решено увеличить, а порт коренным образом реконструировать. До конца этого месяца должен быть объявлен тендер на выбор генподрядчика, который будет вести это строительство.

На углубление фарватера с 2002 по 2007 год потрачено уже, согласно данным, опубликованным в СМИ, – 1 миллиард 485 миллионов рублей бюджетных денег. Как с законной гордостью заявила первый заместитель генерального директора ОАО “Компания Усть-Луга” Светлана Макарова, “на дноуглубление в южной части порта государство выделило около 900 миллионов рублей”.

Завершить строительство терминала в Усть-Луге планируется во втором квартале 2009 года. Ну а “выйти на проектную мощность” планируется к началу 2010 года. Но помимо самого проекта есть еще и смежные затратные подпроекты. Например, подведение железнодорожной ветки к терминалам в Усть-Луге должно обойтись в 20 миллиардов рублей. Тут весь вопрос в том, считаются ли большие расходы недостатком проекта или его главной целью.

С точки зрения государственного подхода большие расходы – это плохо, а вот с точки зрения некоторых “государственников”, огромное, по сути единственное достоинство.

Что ж, бывает такая экономическая, политическая, стратегическая ситуация, когда такие траты необходимы. Как говорится, есть такое слово “надо”!

Только в данном случае никакой такой необходимости нет.

Дело в том, что в России есть другой балтийский порт – Приморск. В отличие от Усть-Луги фарватер в Приморске необходимой глубины, порт успешно работает. Более того, в Приморске уже проведена реконструкция, через него сегодня переваливается около 75 миллионов тонн нефти.

Кроме того, по оценке бывшего президента ” Транснефти” Семена Вайнштока, возможности этого порта далеко не исчерпаны, он способен переваливать почти в два раза больше нефти – только поставляй. Во всяком случае, Приморск вполне может обеспечить транспортировку всей нефти, поставляемой по Балтийской трубопроводной системе (БТС).

Однако в рамках проекта возведения терминала в Усть-Луге активно обсуждается возможность строительства отдельной ветки, БТС-2, ведущей в этот порт. Но хватит ли нефти, чтобы загрузить ее мощности…

Есть две пикантные детали, которые, по странному стечению обстоятельств, обычно не упоминаются сторонниками проекта Усть-Луга. Первая. Без подведения ветки БТС-2 Усть-Луга по сути дела не нужна – ее нечем загрузить, переваливаемые через нее объемы незначительны. Вторая. Усть-Луга принадлежит сугубо частной компании, тому самому ОАО “Компания Усть-Луга”. А БТС – структура государственная. В целом вся эта одиссея с Усть-Лугой – порочный бюрократический круг, “дурная бесконечность”. Механизм отлично известен с советских времен. Начинает раскручиваться маховик затратной экономики. Куда удобнее и выгоднее “углублять фарватер черной дыры” – направлять туда все новые деньги. Не трудно предположить, почему именно сейчас лоббисты Усть-Луги так резко усилили активность – они спешат. Надо успеть запустить проект, рассчитанный на годы и миллиарды.

Такова древняя бюрократическая традиция, воспетая еще Толстым. “Дело орошения полей Зарайской губернии было начато предшественником предшественника Алексея Александровича. На это дело было потрачено и тратилось очень много денег, и совершенно непроизводительно, и все это, очевидно, ни к чему не могло привести. Алексей Александрович, вступив в должность, тотчас же понял это и хотел было наложить руки на это дело; но в первое время, когда он чувствовал себя еще нетвердо, он знал, что это затрагивало слишком много интересов и было неблагоразумно; потом же он, занявшись другими делами, просто забыл про это дело. Оно, как и все дела, шло само собою, по силе инерции. (Много людей кормились этим делом, в особенности одно очень нравственное и музыкальное семейство: все дочери играли на струнных инструментах…) …в каждом министерстве были и не такие дела, которых никто, по известным служебным приличиям, не поднимал”.

ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 212-M (27496)

Новости по теме


  • Загадочные новые акционеры Sea Lead Shipping

    Sea Lead Shipping – зарегистрированный в Сингапуре линейный оператор, который за очень короткий период вошел в топ-20 крупнейших контейнерных линий, перешел от одних неизвестных никому инвесторов в собственность других

    22 февраля, 2024, 18:32
  • «Полярная звезда» и Sinotrans впервые отправили из Китая рефсцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    Оператор рефрижераторных контейнеров «Полярная звезда» совместно с китайской логистической компанией Sinotrans отправили из Китая в Россию первый в истории рефрижераторный сцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    22 февраля, 2024, 14:26
  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34

Свежие новости


  • Загадочные новые акционеры Sea Lead Shipping

    Sea Lead Shipping – зарегистрированный в Сингапуре линейный оператор, который за очень короткий период вошел в топ-20 крупнейших контейнерных линий, перешел от одних неизвестных никому инвесторов в собственность других

    22 февраля, 2024, 18:32
  • «Полярная звезда» и Sinotrans впервые отправили из Китая рефсцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    Оператор рефрижераторных контейнеров «Полярная звезда» совместно с китайской логистической компанией Sinotrans отправили из Китая в Россию первый в истории рефрижераторный сцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    22 февраля, 2024, 14:26
  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34
  • Объемы и финпоказатели контейнерного бизнеса HHLA продолжили снижаться в 2023 году

    Гамбургский контейнерный холдинг HHLA – оператор трех из четырех контейнерных терминалов крупнейшего порта Германии Гамбурга – сообщил о сокращении прибыли от логистических и портовых операций по итогам прошедшего года до всего 9 млн евро по сравнению с 82 млн евро в 2022 году

    21 февраля, 2024, 14:19
  • Оборот крупнейшего контейнерного порта Европы в 2023 году упал на 7%

    Контейнерооборот крупнейшего контейнерного порта Европы – порта Роттердам – составил в 2023 году 13,45 млн TEU, что на 7% меньше, чем в 2022-м

    21 февраля, 2024, 13:41