Важнейший материал про возврат экспортного НДС при транспортировке экспорта
Правила игры разбирает руководитель арбитражной группы “Коммерсанта” Ольга Плешанова
В России грамотные судебные решения могут подчас завести в тупик. Сейчас серьезной проблемой крупнейших нефтяных компаний стало взыскание с транспортников неосновательного обогащения — в судах десятки исков “Роснефти”, ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР на общую сумму около 2 млрд руб. На прошлой неделе, например, арбитражный суд Москвы начал рассматривать иск ОАО “ТНК-ВР Холдинг” к ЗАО “Транспортная корпорация” на 244,1 млн руб., а также удовлетворил похожий иск ТНК-ВР к другому перевозчику на 1,5 млн руб.
Проблема связана с транспортировкой нефти в морской порт, откуда она отправляется на экспорт. Ставка НДС для экспортируемой нефти составляет 0%, но спор идет о том, по какой ставке НДС облагать ее внутрироссийскую транспортировку — по 0% или по 18% с последующим возвратом из бюджета. Федеральная таможенная служба, Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) считают, что транспортировка нефти внутри России облагается НДС 18%, поскольку экспорт начитается только в порту. Нефтяники уплачивали транспортникам 18% НДС, но инспекция по крупнейшим налогоплательщикам N 1 стала отказывать им в его возмещении. Налоговики решили, что нефть следовала в порт уже в режиме экспорта, и ставка НДС здесь 0%.
Суды поддержали инспекцию: с конца 2005 года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) говорит, что для экспортируемого товара ставка НДС составляет 0%. При этом точкой отсчета, с которой нефть оказывается в режиме экспорта, суды считают дату штампа “Выпуск разрешен”, проставляемого таможенниками на временных грузовых таможенных декларациях (а они оформляются до прибытия нефти в порт). Такая позиция четко сформулирована в постановлении президиума ВАС от 3 ноября 2009 года по делу компании “ТНК-Нижневартовск”. Этот казус на 42,3 тыс. руб. компания чудесным образом выиграла: президиум ВАС обязал возместить НДС, поскольку транспортная компания выставила нефтяникам счет-фактуру на три дня раньше, чем на временной декларации появился штамп таможни.
Но постановление президиума ВАС появилось после того, как сами налоговики проблему с возмещением 18% НДС успели уладить. В феврале 2009 года ФНС сказала, что ставка НДС 0% применяется не с момента проставления таможней штампа на временной декларации, а с момента наливки нефти в танкер в морском порту. В середине прошлого года инспекция перестала отказывать нефтяникам в возмещении НДС и проблема, казалось бы, себя исчерпала. На этом фоне постановление президиума ВАС, формально вынесенное в пользу нефтяников, спутало все карты. Из него следует обратное: после проставления на временных декларациях штампа таможни НДС 18% уплачиваться и возмещаться не должен. Это означает, что в 80-90% случаев нефтяники не могут претендовать на возмещение НДС, поскольку счета-фактуры выставляются обычно после появления на временной декларации штампа “Вывоз разрешен”. Крайними оказались транспортники: нефтяники именно с них стали требовать уплаченные 18% НДС под видом неосновательного обогащения. А вот транспортникам эти деньги уже вряд ли кто-то возместит.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
Власти Подмосковья пересмотрели условия соглашения с «Единым оператором»
В перечне услуг «Единого оператора» по работе с контейнерами в Московской области исчезло упоминание об их утилизации: уполномоченный оператор займется только их хранением и ремонтом. Сдвинуты и сроки открытия терминала в Раменском – с декабря текущего года на конец сентября следующего.
-
У российского рынка внутренних автоперевозок та же проблема, что и в Германии: нужна защита государства
Как и в Германии, решение проблемы в повышении эффективности государственного контроля
-
Владимир Путин отстранил Романа Старовойта от должности министра транспорта
Роман Старовойт возглавил Минтранс России в мае 2024 года
Свежие новости
-
Чистый убыток «Совкомфлота» по итогам 9 месяцев 2025 года составил 8 млн долларов
Выручка группы сократилась на 37% к аналогичному периоду прошлого года до 763 млн долл. США
-
РВБ открыла логистический центр в Воронеже площадью 156 тыс. кв. м
Инвестиции в строительство комплекса составили 11 млрд руб.
-
«Енисейское речное пароходство» возглавил Андрей Вискунов
На этом посту он сменил Ольгу Ксанф, руководившую пароходством с марта 2022 года
-
«Архангельский ЦБК» предложил РЖД скорректировать систему согласования заявок
Предложенные меры направлены на снижение сроков доставки и улучшение ситуации на сети РЖД
-
Грузооборот портов России в октябре 2025 года вырос на 5%
Суммарный грузооборот портов России по итогам января-октября 2025 года составил 732,7 млн тонн, что на 1,5% или на 11 млн тонн меньше, чем годом ранее