Считаем по низкой базе: импорт-экспорт-сальдо
Согласно опубликованной вчера оперативной статистике Федеральной таможенной службы (ФТС), объем товарного импорта РФ в стоимостном выражении из стран дальнего зарубежья (порядка 90% всего товарного импорта) в январе—ноябре 2009 года, в годовом выражении сократился на 33,4% — до $140,8 млрд. В ноябре 2009 года к ноябрю 2008 года тот же показатель сократился на 15%, хотя еще в октябре 2009 года его падение составляло 33,5%. Резкое замедление темпов снижения импорта в ноябре объясняется эффектом “низкой базы”: в ноябре 2008 года по сравнению с октябрем 2008 года на фоне резкого сокращения спроса импорт потерял фактически $4,6 млрд.
Если с сентября 2009 года товарный импорт, по данным таможни, показывал ежемесячный устойчивый рост (в среднем на $1,4 млрд в месяц), в ноябре 2009 года по сравнению с октябрем 2009 года, несмотря на укрепление рубля, он практически остановился — импорт вырос всего на $23,1 млн. “С учетом состояния экономики цифра импорта за ноябрь не вызывает опасений,— считает Александр Морозов из HSBC.— В предкризисные годы в ноябре импорт рос меньше из-за резкого скачка в октябре”. Впрочем, в 2009 году “резкий скачок импорта” произошел месяцем раньше — в сентябре. Еще одним объяснением резкого сокращения роста импорта в ноябре, по мнению господина Морозова, может быть “частичное импортозамещение в легкой и обувной промышленности”: за ноябрь по разделу “текстильные изделия и обувь” импорт потерял фактически 20% (16% в октябре 2009 года). В то же время Владимир Тихомиров из “Уралсиба” считает, что остановка роста импорта в ноябре отражает падение доходов населения, усилившееся во втором полугодии 2009 года.
Опрошенные “Коммерсантом” экономисты и не рассчитывали на равномерное восстановление импорта, никто из них не поддерживает и мнения Минэкономики о том, что основной движущей силой начавшегося в сентябре восстановления импорта был рост запасов в промышленности (см. “Ъ” от 9 ноября). По данным ФТС за ноябрь, импорт машиностроительной продукции сократился на 0,01%, а за октябрь вырос на 6,8% благодаря росту практически в восемь раз ввоза “железнодорожных составов” и в два раза — “летательных аппаратов”.
В декабре в преддверии зимних праздников товарный импорт традиционно растет. Впрочем, исходя из данных ноября можно гарантировать, что торговое сальдо, которое стало снижаться в сентябре, по итогам года окажется выше ожиданий.
Новости по теме
-
Власти Подмосковья пересмотрели условия соглашения с «Единым оператором»
В перечне услуг «Единого оператора» по работе с контейнерами в Московской области исчезло упоминание об их утилизации: уполномоченный оператор займется только их хранением и ремонтом. Сдвинуты и сроки открытия терминала в Раменском – с декабря текущего года на конец сентября следующего.
-
У российского рынка внутренних автоперевозок та же проблема, что и в Германии: нужна защита государства
Как и в Германии, решение проблемы в повышении эффективности государственного контроля
-
Владимир Путин отстранил Романа Старовойта от должности министра транспорта
Роман Старовойт возглавил Минтранс России в мае 2024 года
Свежие новости
-
ТЛЦ «Южный Порт» отправил первый контейнерный поезд на экспорт в Китай
Из Москвы через погранпереход Гродеково в Приморском крае отправится 90 флекситанков с рапсовым маслом
-
«Полар Транс» открыл железнодорожный терминал в Архангельске мощностью 200 тыс. тонн в год
На терминале оборудована контейнерная площадка емкостью 500 TEU
-
FESCO увеличила вместимость каботажной линии между Санкт-Петербургом и Калининградом
Постановка второго судна на линию позволила увеличить частоту отправок до двух раз в неделю
-
Внешнеторговый оборот России по итогам января-сентября 2025 года сократился на 3,2%
Темпы спада сократились в сентябре до 3% по сравнению с 7,5% в августе
-
Структура группы «Дело» стала агентом двух судов STF Shipping
Как стало известно InfraNews, морская линия STF Shipping, почти на месяц остановившая работу своих сервисов из-за финансовых проблем, сменила агента в России, что позволило разблокировать работу двух судов. Вместо «Логин НМП» им стало ООО «СМАРТ», входящее в группу «Дело» Сергея Шишкарева и Росатома. Еще один контейнеровоз STF Shipping с частью груза на борту продолжает стоять на якоре в порту Находка.