Инвесторы портов российских – государственный сингапурский PSA International или государственный арабский DP World
Вчера глава МЭРТа Герман Греф, находящийся в рабочей поездке в Астрахани, сообщил о ведущихся с иностранными компаниями переговорах по участию их в проектах портовых особых экономических зон (ОЭЗ). Первый претендент на проект, сингапурская PSA International, была известна и ранее – об “обмене опытом в области законодательного регулирования деятельности портовых зон” с Сингапуром министр договорился 6 марта на 2-м экономическом форуме “Россия–Сингапур”, тогда же на экспертизу в Сингапур были направлены документы о проекте с PSA International по развитию порта Восточный. Второй претендент оказался неожиданным. “ОАЭ также проявляют огромный интерес к созданию в России портовых зон. Они также могут стать нашими партнерами”,– заявил министр. Об этом пишет “Коммерсант”
Герман Греф не стал уточнять, с кем именно в ОАЭ ведутся переговоры, однако весь портовый бизнес в Арабских Эмиратах сконцентрирован в госкомпании Dubai Ports World (DP World), шестой по размеру в мире компании по управлению морскими портами. По данным Ъ, господин Греф 18 марта провел рабочую встречу с вице-президентом DP World по портовым проектам и особым экономическим зонам Джамалом Маджидом бин Танией, а также с новым главой РосОЭЗ Михаилом Мишустиным, на котором обсуждались возможное участие DP World в работе портовых ОЭЗ в России и потенциальное участие управляющей компании порта “Джебель Али” Jafza International в разработке законодательства по портовым ОЭЗ в России.
В Минтрансе вчера сообщили, что не знают ничего о переговорах, Герман Греф был недоступен для прессы, встреча с господином бин Танией 18 марта была закрытой. Причина закрытости ситуации вокруг DP World может быть политической.
Напомним, компания в 2006 году попала в громкий политический скандал – 22 февраля 2006 года президент США Джордж Буш блокировал сделку по получению DP World американских активов P&O. Американское подразделение P&O на момент ее покупки DP World управляла крупнейшими контейнерными терминалами в США – в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Филадельфии, Балтиморе, Нью-Орлеане и Майами. Условия сделки были изучены комитетом по иностранным инвестициям США и комитетом внутренней безопасности, после чего правительством США был дан зеленый свет. Но вскоре представители обоих лагерей американского конгресса выразили обеспокоенность в связи с потенциальной угрозой безопасности портов – власти ОАЭ обвинялись США в финансировании “Аль-Каиды” и причастности к терактам 11 сентября.
Не исключено, что именно политические аспекты прихода DP World в Россию и стали причиной закрытости переговоров. Между тем, по данным “Комерсанта”, компания из ОАЭ уже имеет российский бизнес – в пресс-службе компании “Северстальтранс” подтвердили Ъ, что 25% ООО “Восточная стивидорная компания” (ВСК), которая ведет перевалку контейнеров в порту Восточный, принадлежит DP World, “Северстальтранс” владеет оставшимися 75% ВСК. При этом именно на порт Восточный ориентировано и будущее участие в портовых ОЭЗ и PSA International.
По данным InfraNews, в уставных документах ВСК владельцем 25% акций до сих пор числится компания P&O Ports. Мало того, DP World до сих пор не проявляла ни какой активности и интереса к своему пакету акций. Вероятнее всего, процес абсорбции более крупных активов до сих пор продолжается.
Отметим, российские компании полагают, что политические проблемы могут стать на пути DP World и в России. Так, в одной из крупных компаний Ъ заявили: “Вероятнее всего, арабского оператора не выберут в качестве оператора портового ОЭЗ – по тем же причинам, по которым от него отказались американцы. Против такого соглашения может выступить ФСБ, если заподозрит связь их капиталов с террористами”. При этом российские компании вообще недовольны нынешней конструкцией закона о портовых ОЭЗ, предоставляющей преференции отдельным портам. Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских портов России (АСОП), заявил вчера Ъ: “АСОП считает, что действие закона об особых портовых зонах должно распространяться на все порты России, потому что они являются субъектами естественных монополий”. Таким образом, приход DP World в Россию на особых условиях может вызвать сопротивление и коммерческого лобби.
Судя по всему, вопрос о том, найдет ли DP World в России возможности, которых ее лишили в США, будет решаться уже в ближайшее время. Законопроект МЭРТа “О портовых особых экономических зонах” вчера был одобрен правительством и в ближайшее время будет рассмотрен Госдумой. По словам Германа Грефа, парламент должен принять его в весеннюю сессию в трех чтениях, после чего будет проведен “конкурс по отбору конкретных точек размещения портовых особых экономических зон”. Ъ продолжает следить за развитием событий.
InfraNews: При этом уровень принятия решения, хоть по инвестициям со стороны богатейшей PSA, хоть со стороны фактически инвестиционного департамента стран Персидского залива, DP World, будет приниматься только на самом высоком уровне. Видимо, только президентом РФ.
Новости по теме
-
РЖД установили новый порядок перевозок порожних контейнеров
Порожние контейнеры не будут приниматься к перевозке по железной дороге без письменного подтверждения предприятий-получателей. Такие разъяснения от представителей ЦД РЖД получили контейнерные операторы, обеспокоенные возможным введением запрета на отгрузки. В пресс-службе РЖД заявили InfraNews, что запрета на прием порожних контейнеров к перевозке нет, а заявки сверх утвержденных планов согласовываются в соответствии с очередностью, закрепленной в действующих правилах перевозок.
-
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту
Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту, соответствующее распоряжение премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 27 июля. InfraNews ознакомились с текстом документа, который официально опубликован не был
-
Сотни российских контейнеров линии E-Shipping застряли в Китае
Российские импортеры и экспортеры вновь столкнулись с проблемами иностранной судоходной линии. Турецкая компания E-Shipping, оперирующая двумя судами на контейнерной линии из Владивостока в порты Китая и Кореи, не смогла выполнить свои обязательства. Часть контейнеров с середины апреля застряли на судне A HOUOU, дрейфующем в открытом море вблизи китайского порта Нинбо, а пострадавшие грузовладельцы и экспедиторы готовят коллективный иск к перевозчику.
Свежие новости
-
В России создана ассоциация выпускников Макаровки
Ее организатором и идейным вдохновителем стал выпускник Макаровки 1984 года Леонид Мухин
-
Бывшего главу Калининградского порта обвинили в хищении 29 млн руб.
Соответствующее сообщение суд разместил в своем официальном телеграм-канале
-
Совокупная мощность терминального портфеля DP World превысила 100 млн TEU, годовой оборот – 88 млн TEU
Более 1 млн TEU прироста обеспечили новые терминалы группы
-
Новый рекорд оборота крупнейшего контейнерного порта мира
Контейнерооборот порта Шанхай впервые достиг 5 млн TEU по итогам одного месяца
-
Доходы от линейных операций вновь стали главным драйвером роста прибыльности Maersk в 2024 году, при том что объемы выросли ниже рынка
Операционная прибыль дивизиона OCEAN увеличилась за прошлый год более чем вдвое