Механизмы таможенного контроля ширятся и крепнут
Представивший Госдуме законопроект “О внесении изменений в статьи 69 и 119 Таможенного кодекса РФ” заместитель главы ФТС Сергей Шохин пояснил парламентариям, что сейчас правительство вправе определять специализированные пункты пропуска лишь при импорте товаров. Сделанный ФТС “анализ процессов таможенного контроля” привел таможенников к выводу о необходимости создать спецпункты пропуска и при экспорте.
Пока, сообщил господин Шохин, речь идет исключительно об ограничении мест вывоза лесоматериалов. По словам заместителя главы ФТС, сейчас определять качество и количество вывозимых лесоматериалов у таможни не получается — нужного оборудования и специалистов на пунктах пропуска нет, выгружать товар для осмотра некуда и некогда. “Определение специализированных пунктов пропуска — это единственная возможность установить хоть какой-то реальный контроль за вывозом леса”,— заявил Сергей Шохин. Речь, по его словам, идет прежде всего о российско-китайской границе. Граница с Финляндией беспокойства у ФТС в этом плане не вызывает. Предполагаемое количество лесных спецпунктов заместитель главы службы не называет, однако, по информации спикера Госдумы Бориса Грызлова, речь идет о 121 пункте из нынешних 421.
Ответственный за прохождение законопроекта в Госдуме зампред бюджетного комитета палаты Александр Коган пояснил, что после введения РФ заградительных пошлин на вывоз леса-кругляка таможенники стали сталкиваться со случаями подмены — его теперь вывозят под видом пиломатериалов. В отсутствие зон выгрузки/погрузки на границе делать это, по его словам, совсем несложно — достаточно прикрыть вывозимые железнодорожными составами бревна пиломатериалами.
Знакомых с ситуацией депутатов от “лесных” регионов РФ рассуждения о невозможности отличить доски от бревен не убедили. “Все эти составы приходят на границу из определенных населенных пунктов — и власти на местах прекрасно знают, что в них происходит”,— заявил экс-губернатор Красноярского края, депутат Валерий Зубов. По его словам, “предложенная правительством идея экзотична, затратна, но неэффективна”. По мнению депутата, проблему отсутствия госконтроля за лесозаготовками на территории восточнее Красноярска надо решать радикально — полным запретом на вывоз кругляка. По словам депутата Владимира Таскаева, Забайкальский край сейчас покрыт сетью скупок краденого леса у населения, существующих практически официально. По его мнению, решать проблему следует не столько таможне, сколько органам МВД, которые в силах остановить незаконную вырубку леса.
Напомним, сейчас механизм, позволяющий контролировать внешнюю торговлю через установление специализированных пунктов пропуска ФТС, у Белого дома есть лишь в отношении импорта — и правительство довольно активно им пользуется. Так, например, майская инициатива РЖД о возможном ограничении растаможивания контейнеров в автомобильных пунктах пропуска на границе с Финляндией напрямую содержала предложение Белому дому таким образом перенаправить импортные потоки в российские порты, работающие с РЖД. Экспорт же, за исключением экспорта энерготоваров, подконтрольных Центральной энергетической таможне (ЦЭТ), в принципе возможен через любые точки пересечения госграницы, где работает ФТС.
Впрочем, тенденцию к централизации управления экспортом ФТС открыто демонстрирует даже на примере ЦЭТ: в конце мая таможня заявила о необходимости создания “единого центра по таможенному администрированию энергетических поставок между Европой и Азией”. Принятие Госдумой поправок к Таможенному кодексу дает возможности ФТС практически для неограниченной дифференциации таможенных пунктов по видам регистрируемого экспорта. Вряд ли уже в ближайшем будущем Белый дом избежит соблазна по крайней мере попробовать превратить возможности в новый механизм нетарифного ограничения экспорта в целом: в свете фактического отказа России вступать в ВТО этот соблазн будет еще больше.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару