Импорт в Россию растет

Важное | Новости | Апрель 08, 2009, 6:28

 

Вчера ФТС опубликовала данные о товарном импорте из стран дальнего зарубежья (более 90% российского импорта) в марте 2009 года, согласно которым по сравнению с мартом 2008 года ввоз товаров сократился на 39,9%, составив $11,2 млрд. Годовые темпы падения импорта заметно ускорились: в январе 2009 года они составляли 35,4%, в феврале — 36,7%, что отражает общее снижение внешней торговли.

Импорт продовольственных товаров в марте сократился всего на 7,7%, а ввоз машин и оборудования — более чем вдвое. Столь существенное сокращение импорта по сравнению с докризисными показателями прошлого года позволяет ЦБ отчитываться о положительном сальдо торгового баланса.

InfraNews: Отметим, как всегда, речь идет о стоимостных, но не о весовых показаттелях. В весе объем импорта восстанавливается быстрее, за счет замены импортерами дорогих номенклатур на более дешевые, с аналогичными потребителскими свойствами.

В марте 2009 года по сравнению с февралем импорт вырос на 5%. В феврале 2009 года по сравнению с январем рост был гораздо более существенным — 41,8%. Впрочем, на этот показатель ощутимо повлиял “эффект низкой базы” января 2009 года, когда по сравнению с декабрем 2008 года ввоз товаров рухнул на 60%, в том числе благодаря и сезонности, и неопределенности импортеров в отношении новых контрактов, и девальвации рубля, и сокращению потребительского спроса. В марте же рубль уже был стабильным, а рост импорта на 5% по сравнению с февралем произошел на фоне заметно выросших цен на импортные товары.

Быстрее всего восстанавливается продовольственный импорт, “Коммерсант” неоднократно писал о том, что уровень докризисного потребления российские потребители продолжают поддерживать за счет сокращения сбережений. В марте по сравнению с февралем он вырос 26,7% — до $2,2 млрд, в стоимостном выражении фактически сравнявшись с мартом 2008 года ($2,3 млрд). На прошлой неделе вице-премьер Виктор Зубков заявил, что антикризисные меры правительства “уже работают сегодня”, приведя в пример “начавшееся импортозамещение” в сельском хозяйстве. Быстрыми темпами восстанавливается импорт химической продукции, который в марте по сравнению с февралем вырос на 12,6%, до $1,9 млрд. В стоимостном выражении он, впрочем, еще далек от марта 2008 года ($2,6 млрд).

Медленнее всего восстанавливается инвестиционный импорт, который должен послужить модернизации производства в РФ и толчком к “качественному росту”. За март ввоз машин и оборудования увеличился на 1,4%, главным образом за счет покупки РЖД “железнодорожных локомотивов” (рост на 20%) и “летательных аппаратов” (рост на 12,6%). В стоимостном же выражении в марте 2008 года инвестимпорт составил $5,1 млрд против $10,6 млрд в марте 2008 года. Стимулов для того, чтобы ввоз оборудования восстанавливался быстрее, нет. В марте 2009 года правительство вернуло импортную пошлину (5%) на инвестиционное оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, с целью покрытия дефицита бюджета (см. “Ъ” от 3 марта).

Изменения в предпочтениях домохозяйств и компаний уже заметно отразились на структуре импорта (см. график). Если в марте 2008 года ввоз машин и оборудования составлял 56,7%, то в марте 2009 года его доля сократилась до 45,5%, при этом в общем объеме импорта часть продовольствия увеличилась с 12,5% до 19,3%. Впрочем, правительство явно не рассчитывает на инвестиционный рывок. Как неоднократно заявляли чиновники Минэкономики, спасти экономику от существенного падения в 2009 году должно потребление, субсидируемое государством.

Коммерсант

Новости по теме


  • Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту

    Правительство РФ обновило состав комиссии по транспорту, соответствующее распоряжение премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 27 июля. InfraNews ознакомились с текстом документа, который официально опубликован не был

    29 июля, 2024, 17:20
  • Сотни российских контейнеров линии E-Shipping застряли в Китае

    Российские импортеры и экспортеры вновь столкнулись с проблемами иностранной судоходной линии. Турецкая компания E-Shipping, оперирующая двумя судами на контейнерной линии из Владивостока в порты Китая и Кореи, не смогла выполнить свои обязательства. Часть контейнеров с середины апреля застряли на судне A HOUOU, дрейфующем в открытом море вблизи китайского порта Нинбо, а пострадавшие грузовладельцы и экспедиторы готовят коллективный иск к перевозчику.

    4 июня, 2024, 14:43
  • Валерий Пикалев назначен на пост руководителя ФТС России

    Валерий Пикалев, ранее занимавший пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, назначен на пост главы Федеральной таможенной службы РФ (ФТС). Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин

    15 мая, 2024, 11:15

Свежие новости