Еще раз: автотрасса Китай-Европа – это чушь

Власти Башкирии нашли инвестора прокладки первых километров платной высокоскоростной трассы Европа — Западный Китай. Она, как планируется, пройдет по территории восьми районов республики: от места пересечения с федеральной трассой М-5 в районе города Бавлы (Татарстан) до города Кумертау. Подготовительные работы на 40-километровом участке дороги, начиная от границы с Татарстаном до развязки Белебей — поселок Приютово, по данным „Коммерсанта“, проведет ОАО «Дирекция строительства автострады» (ДСА). Компания была создана в июле 2010 года, примерно в то же время, когда властям Башкирии удалось убедить федеральный центр проложить часть автобана по территории региона. Контрольным пакетом ДСА владеет уфимское ООО «Строительная компания „Столица“»: по данным портала Картотека.ru, его учредителем является физлицо Юлия Елпаева, а по данным участников рынка, компания аффилирована со структурами депутата Госдумы РФ Марселя Юсупова. Блокпакеты акций ДСА принадлежат уфимскому ООО «Техносервис-21» Марата и Эльвиры Латыповых и ОАО «СМП-Нефтегаз» (Татарстан, Альметьевск) — его учредителями выступают более 20 физических лиц.

Для одного из акционеров ДСА — компании «СМП-Нефтегаз» — подобный проект не является чем-то новым. Фирма финансирует строительство той же автодороги по территории Татарстана и, по данным «Интерфакса», к 2011 году вложила в этот проект около 2 млрд руб. собственных средств.

Генеральный директор ДСА Рашит Рафиков вчера подтвердил, что компания планирует завершить подготовительные работы на 40-километровом участке к концу года, вложив в них 150-200 млн руб. При этом, подчеркнул топ-менеджер, ДСА включилась в проект, не имея «никаких госгарантий, что финансирование строительства будет подкреплено из бюджета». «Мы идем на свой страх и риск,— отметил он,— пока единственным документом, подтверждающим возможность бюджетных вложений, является Соглашение о сотрудничестве, подписанное в октябре 2011 года между правительством Башкирии и государственной корпорацией „Автодор“. Но мы хотим раскрутить этот проект, хотя, конечно, начать полноценное строительство без дополнительного финансирования не сможем».

Создание международного транспортного коридора Европа — Западный Китай утверждено федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Общая протяженность трассы по России превысит 2 тыс. км. По российской территории она будет проложена от Санкт-Петербурга через Вологду, Казань, Оренбург, а далее — через Казахстан на китайский Хоргос. Запуск платной эксплуатации башкирского участка трассы был запланирован на 2016 год, а завершение всего проекта— на 2040 год. Общий объем капитальных вложений в строительство башкирского участка оценивался ранее в 102 млрд руб. ($364 млн), из которых 75%, как предполагалось, покроет федеральный бюджет, 5% — бюджет республики, а 20% — частные инвесторы.

Однако вопрос с финансированием трассы в федеральных структурах еще не решен. В пресс-службе государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») сообщили, что расходы на реализацию проекта строительства международного транспортного коридора (МТК) «Европа — Западный Китай» «в программе деятельности госкомпании (на этот год) не значатся». В Минтрансе РФ «разрабатывается оптимальная схема маршрута МТК». «Приступить к работе по проекту мы сможем только после того, как он как он будет закреплен в соответствующих нормативных документах»,— сказали в «Автодоре».

Эксперты признают участие инвестора в проекте со столь низким уровнем финансовой проработки рискованным, но в разной степени.

Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин считает, что поскольку строительство транспортного коридора является «стратегически важным проектом, проблемы с его финансированием и привлечением частных целевых инвесторов могут быть решены в первоочередном порядке». «Вероятно, это понимают в „Дирекции строительства автострады“, поэтому идут на соответствующие риски»,— полагает господин Маркин.  (почему этот бре стал стратегическим?!)

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что у оператора уже «есть договоренность с властями о том, что деньги ей потом вернут». «Учитывая важность магистрали для страны, вопрос финансирования рано или поздно будет решен,— полагает эксперт.— ДСА, выполняя подготовительные работы за свой счет, ускоряет реализацию проекта и укрепляет свою репутацию как серьезного партнера». (ну как бы нам услышать от аналитиков ФИНАМА объяснение, что такого стратегического в этом проекте!?)

Директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак обращает внимание, что «если проект не будет подкреплен финансированием из бюджета, инвестору будет крайне сложно апеллировать фактами в свою пользу, так как его участие в финансировании не подкреплено письменными договоренностями».

InfraNews Ребята, вы послушайте, что говорите, и попробуйте сами себе объяснить, зачем эта дорога нужна, кроме как суть – отдельное количество различных участков, соединяющих города на расстоянии 1-2 тыс. километров.

Новости по теме


Свежие новости


  • Загадочные новые акционеры Sea Lead Shipping

    Sea Lead Shipping – зарегистрированный в Сингапуре линейный оператор, который за очень короткий период вошел в топ-20 крупнейших контейнерных линий, перешел от одних неизвестных никому инвесторов в собственность других

    22 февраля, 2024, 18:32
  • «Полярная звезда» и Sinotrans впервые отправили из Китая рефсцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    Оператор рефрижераторных контейнеров «Полярная звезда» совместно с китайской логистической компанией Sinotrans отправили из Китая в Россию первый в истории рефрижераторный сцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    22 февраля, 2024, 14:26
  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34
  • Объемы и финпоказатели контейнерного бизнеса HHLA продолжили снижаться в 2023 году

    Гамбургский контейнерный холдинг HHLA – оператор трех из четырех контейнерных терминалов крупнейшего порта Германии Гамбурга – сообщил о сокращении прибыли от логистических и портовых операций по итогам прошедшего года до всего 9 млн евро по сравнению с 82 млн евро в 2022 году

    21 февраля, 2024, 14:19
  • Оборот крупнейшего контейнерного порта Европы в 2023 году упал на 7%

    Контейнерооборот крупнейшего контейнерного порта Европы – порта Роттердам – составил в 2023 году 13,45 млн TEU, что на 7% меньше, чем в 2022-м

    21 февраля, 2024, 13:41