Российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок стабилизировался в мае

Российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок стабилизировался в мае после заметного сжатия, вызванного усилением международных санкций после начала военной операции в Украине.

1.1

За 4 недели по 30 мая совокупные объемы контейнерных перевозок по сети РЖД составили 340,7 тыс. TEU, что на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Груженый оборот сократился при этом на 39% до 219 тыс. TEU, порожний – на 13% до 122 тыс. TEU.

Наиболее резко упал транзит – за 4 недели мая объемы груженого транзита были на 76% ниже прошлогодних. Однако в середине мая падение замедлилось, и можно ожидать, что в июне спрос стабилизируется и начнет расти, тем более, что с 1 июня власти обещают снять карантин в Шанхае.

тр2

Рисунок 2. Динамика транзита по сети РЖД в разрезе основных номенклатур, апр-май 2021/2022

В структуре транзита упали все основные номенклатуры, остались лишь относительно небольшие объемы автомобилей. Крупнейшей транзитной номенклатурой стали удобрения: в условиях санкций Беларусь их теперь экспортирует в Китай транзитом через Россию.

Импорт также сильно пострадал от санкций: из-за смены поставщиков-контрактов-логистики, объемы перевозок груженого контейнерного импорта на сети РЖД за 4 недели мая были на 71% ниже прошлогодних.

имп2

Рисунок 3. Динамика контейнерного импорта в разрезе основных номенклатур, апр-май 2021/2022

Однако с начала мая спрос на импортные перевозки стабилизировался, объемы начали медленно расти по всем ключевым номенклатурам.

Экспортный трафик за 4 недели мая составил 100,6 тыс. TEU, что на 12% меньше, чем годом ранее. Однако в течение мая объемы почти всех основных номенклатур восстановились, а местами и превысили прошлогодние.

эксп2

Рисунок 4. Динамика контейнерного экспорта в разрезе основных номенклатур, апр-май 2021/2022

Внутренний груженый контейнерооборот за 4 недели мая составил немногим менее 80 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем годом ранее. Крупнейшими номенклатурами в структуре внутренних контейнерных перевозок являются химикаты и сода и продовольственные грузы. Спрос на эти перевозки сократился за 4 недели мая заметно меньше среднего: -5% и -7%, соответственно. Наиболее значительно в этом сегменте сократились объемы перевозок промышленных грузов (-37%) и машин и оборудования (-32%), однако по итогам прошедшей недели отставание сократилось до 28% и 22%, соответственно.

вн1

Рисунок 5. Динамика спроса на ж/д контейнерные перевозки во внутреннем сообщении в разрезе основных номенклатур, апр-май 2021/2022

Новости по теме


  • Рефперевозчики ищут пути обхода проблем на Восточном полигоне

    На фоне скопления импортных контейнеров на Дальнем Востоке, трудности с отправкой грузов в центральную часть России начали испытывать операторы рефрижераторных перевозок. Относительно стабильно идут отправки рефконтейнеров только полносоставными контейнерными поездами, но менее крупные партии продовольствия простаивают неделями в ожидании вагонов на станциях и в «брошенных» поездах.

    17 июля, 2024, 18:14
  • Контейнерные терминалы Дальнего Востока вновь забились импортом

    Как и два года назад, портовые и тыловые терминалы на Дальнем Востоке оказались переполнены гружеными контейнерами, пришедшими в Россию через морские порты. Система вывоза импортных контейнеров с помощью полувагонов в мае дала сбой, сообщают контейнерные операторы, а фитинговые платформы из центра страны на Дальний Восток не пропускает РЖД, считая это неэффективным для общей пропускной способности сети. Впрочем, в РЖД не считают ситуацию критической, заверяя в том, что полувагонов для вывоза всех импортных контейнеров с Дальнего Востока достаточно.

    11 июля, 2024, 21:25
  • Перевозка контейнеров за первое полугодие 2024 года выросла на 9%

    Груженых контейнеров за январь-июнь было перевезено 2,8 млн TEU, +7,6% год к году

    9 июля, 2024, 18:23

Свежие новости