Госрегулирование в портах вызвало споры среди чиновников и участников рынка
Ведомства и отраслевые организации начали отсылать в правительство отзывы на проект методики ФАС по установлению тарифов в портах. Как пишет Коммерсант, это первая попытка возврата госрегулирования в сектор, где оно однажды было прекращено.
Оказание услуг в морских портах исторически было регулируемым, тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение устанавливались ФСТ в валюте. Но в 2013 году для большей части портов регулирование было отменено. В марте 2014 года вышло распоряжение правительства, исключающее операторов морских терминалов из реестра субъектов естественных монополий.
Но в октябре 2015 года президентская комиссия по ТЭКу потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах в портах, причем уже из протокола заседания комиссии слово “внутренние” исчезло. Весной ФАС запросила у стивидоров огромный объем документов, проанализировала их и пришла к выводу о наличии “кратного роста цен на стивидорные услуги с момента отмены регулирования”. Были возбуждены антимонопольные дела в отношении нескольких крупных стивидоров, а вскоре ФАС опубликовала проект методики расчета тарифов. По нему регулируется предельная доходность стивидорного бизнеса и отменяются приказы ФСТ о снятии регулирования в портах.
Согласно письму директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Ярослава Мандрона, Минэкономики согласовало идеи ФАС в представленном виде. Но министерство предложило включить в методику положение о необходимости учета доходов и расходов как по регулируемым, так и по нерегулируемым видам услуг, чтобы прибыль от последних перераспределялась в пользу снижения тарифов.
Совет потребителей услуг ФГУП “Росморпорт” подготовил заключение на методику. В нем мнения разделились: стивидоры посчитали госрегулирование чрезмерным, а грузоотправители, у которых своих портов или терминалов нет, — необходимым.
Стивидоры полагают, что отказ от прямого ценового регулирования обеспечил активное развитие инфраструктуры. Кроме того, как отмечают стивидоры, ограничение валютных операций противоречит ГК РФ и закону о валютном регулировании. При принятии методики возможны критическое снижение выручки и налога на прибыль портов, проблемы с обслуживанием кредитов, остановка проектов модернизации. По их мнению, инвестиции РЖД в развитие Восточного полигона, подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, станут бессмысленными.
Стивидоры также сомневаются в заключениях ФАС о взрывном росте тарифов. В Global Ports отметили, что предложения ФАС и оценка их влияния на отрасль и экономику базируются на спорных, вызывающих возражения всего портового сообщества тезисах, необоснованных с точки зрения экономики порта предпосылках и не учитывают специфику работы стивидоров.
Новости по теме
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU
-
«РЖД Логистика» отправила первый «Агроэкспресс» из Челябинской области в Индию через Иран
«РЖД Логистика» (РЖДЛ, входит в РЖД) отправила с ТЛЦ «Южноуральский» в Челябинской области (проект «Государственной транспортной лизинговой компании», ГТЛК) первый контейнерный поезд «Агроэкспресс» по восточному коридору МТК «Север – Юг» в Индию
Свежие новости
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU
-
«РЖД Логистика» отправила первый «Агроэкспресс» из Челябинской области в Индию через Иран
«РЖД Логистика» (РЖДЛ, входит в РЖД) отправила с ТЛЦ «Южноуральский» в Челябинской области (проект «Государственной транспортной лизинговой компании», ГТЛК) первый контейнерный поезд «Агроэкспресс» по восточному коридору МТК «Север – Юг» в Индию
-
Погрузка РЖД в апреле сократилась на 3,6% до 101,7 млн тонн
По итогам апреля 2024 года погрузка РЖД составила 101,7 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем годом ранее. Отрицательная динамика погрузки сохраняется на протяжении последних семи месяцев, начиная с октября прошлого года.
-
В апреле перевалка на зерновом терминале КСК достигла 1 млн тонн
По итогам апреля 2023 зерновой терминал КСК группы «Дело» в порту Новороссийск перевалил рекордный 1 млн тонн грузов, следует из сообщения группы. Предыдущий рекорд погрузки КСК установил в феврале 2024 года, когда перевалил 900 тыс. тонн.