Таможне – обрезание
В Свежем Forbes появилас забавная статья про то, как работать нашим экспортерам – тяжело, мутроно и прочее. Обычный треп на надоевшие темы. Десятки кейсов про то как не надо управлять госорганом (таможней) и миллионы случаев про то, что не надо давать взятки. Все это было бы очередным сотрясением воздуха, если бы не врезка про опыт таможенной реформы в Египте. Свежий. В стране близкой по стилю управления к России, с такими же кланами.
Только страна победнее и оказалась в какой-то момент вынуждена пойти на полную дефрагментацию таможенной службы. Ссылки по тексту – на наши материалы с подобными идеями! Как напоминание тем, кто орет, что у нас это не сработает, потому что в принципе такое работать не может.
Может!
Главная проблема заключается в том, что на первоначальном этапе группы, заинтересованные в максимальном упрощении таможенных процедур, разобщены и политически крайне слабы. Поэтому примеров успешной реформы внешней торговли сверху не так много. А те опыты, что ставят у нас убоги и непродуктивны.
России, с ее авторитарным режимом и сырьевой специализацией, имеет смысл обратить внимание на опыт Египта, в середине этого десятилетия радикально упростившего таможенные процедуры с целью повышения доли несырьевых товаров в экспорте. Работа началась в 2004 году с того, что в правительстве создали подразделение по реформе таможни, ее руководитель был напрямую подчинен министру финансов. Через два месяца число таможенных тарифов было сокращено с 27 до 6, а количество кодов товарных позиций уменьшилось — с 13000 десятизначных до 6000 шестизначных. Через год началось сокращение штата таможни с 16 000 до 10 000 человек. Наверное и запреты на профессию появились в личных делах.
Была проведена компьютеризация и внедрена система риск-менеджмента: объем досмотров снизился с 100% до 60%, 150 компаний были включены в список добросовестных экспортеров, их грузы стали досматриваться втрое реже. С 2005-го по 2009 год время на оформление вывоза 20-футового контейнера сократилось с 27 до 14 дней, а издержки на отправку сни¬зились до $737. На оформление теперь требуется всего шесть документов. Для сравнения: в России таможенная процедура занимала 36 дней, требовалось восемь документов, а издержки были почти втрое выше ($1850).
Неудивительно, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2010 Египет по удобству ведения внешнеторговой деятельности занимает 29-е место, Россия — 160-е из 178. А что с диверсификацией экономики? В 2006/2007 финансовом году египетский эк¬спорт вырос на 47%, и впервые экспорт несырьевых товаров рос более высокими темпами, чем углеводородов. Сейчас в Египте отменены почти все экспортные пошлины, включая нефтегазовые.
Новости по теме
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU