Сотая программа судостроения: бессмысленная и беспощадная
Минпромторг на прошлой неделе одобрил проект госпрограммы развития российского судостроения, пишет “Коммерсантъ”. Программа, разработанная петербургским ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова совместно с министерством, основана на выполнении пяти ФЦП — “Развитие ОПК-2020”, “Развитие ОПК-2025”, “Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы” (РГМТ-2016), РГМТ-2025, которая начнет действовать с 2017 года, и РГМТ-2030. Таким образом, сроки реализации программы охватывают период до 2030 года. Она предусматривает также выполнение подпрограмм, посвященных развитию мощностей гражданского судостроения, “кадрового потенциала”, научных центров и т. д. По словам источников в отрасли, “большая часть программы относится к военному судостроению”, но эти разделы “публиковаться не будут”. Сейчас госпрограмма рассматривается Минэкономики и Минфином.
Из презентации Минпромторга по основным параметрам госпрограммы следует, что общий объем ее финансирования составит около 1,3 трлн руб. Большая часть денег (940 млрд руб.) пойдет на “сохранение, укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли”, 319 млрд руб.— на “создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской техники”. Еще 45 млрд руб. потребуется для “достижения в судостроении уровня передовых стран по качеству продукции, технологичности производства и производительности труда”. В подготовку кадров необходимо вложить 700 млн руб. Впрочем, уточняют источники, окончательные параметры финансирования “обсуждаются” и могут быть скорректированы.
Из текста госпрограммы следует, что на первом этапе (2012-2016 годы) она будет реализовываться за счет выполнения ФЦП “РГМТ-2016” и “Развитие ОПК-2020”, которая устраняет “текущие проблемы реализации” госпрограммы вооружений до 2020 года. Из презентации следует, что в рамках ФЦП общий объем финансирования гражданского судостроения составит до 2016 года около 136 млрд руб., из которых 90 млрд руб. придется на бюджетные деньги.
На втором этапе (2017-2025 годы) будет “развернута реализация новых ФЦП” — “РГМТ-2025” и “Развитие ОПК-2025”, которые позволят сформировать “упреждающий научно-технический задел” в судостроении. В этот период в Минпромторге рассчитывают завершить подпрограммы, “связанные с развитием производственных мощностей гражданского судостроения” и “развертыванием капитального строительства”. Гражданская ФЦП потребует более 255 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должны составить бюджетные деньги. Около половины бюджетных средств пойдет на “разработку новых технологий”. Окончательные объемы финансирования будут уточняться в 2014-2016 годах.
На третьем этапе госпрограммы (2026-2030 годы) будут “решены задачи и достигнуты конечные индикаторы”. Объемы финансирования третьего этапа не раскрываются, но объемы выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 году должны увеличиться в 3,2 раза, а доля обновленных и новых основных производственных фондов составит “более половины”.
Масштабных затрат потребуют и подпрограммы — например, “Развитие научных центров в судостроении” (2015-2030 годы) потребует из бюджета 163,5 млрд руб. На “Развитие производственных мощностей гражданского судостроения” планируется направить 352,3 млрд руб.
При этом Минпромторг надеется достигнуть рентабельности вложения бюджетных средств в рамках госпрограммы на уровне 1,59 руб. на 1 руб. инвестиций. В презентации говорится, что дополнительная выручка от инвестиций составит более 25%, или 350 млрд руб., при этом будет создано 20 тыс. новых рабочих мест. Окупиться инвестиции должны через десять лет.
Основной упор в гражданской части госпрограммы сделан на крупные арктические и шельфовые проекты, в частности, именно на них ориентирована “РГМТ-2025”. В качестве ее целей в презентации отмечаются “обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути” и “эффективное и освоение морских месторождений углеводородов в Арктике”. Потребность России в ледоколах до 2020 года оценивается в 26 штук (включая один атомный мощностью 110 МВт и пять мощностью 60 МВт), в танкерах — до 230 штук, в газовозах — около 40 штук. Общая потребность в технике для освоения шельфа составляет около 130 единиц, из которых 30 штук составят платформы и 90 — суда обеспечения. В целом потребность России в гражданской морской технике оценивается Минпромторгом в 1,4 тыс. судов.
Новости по теме
-
Дефицит водителей грузовиков в Европе утроится в предстоящие пять лет
В совместном «манифесте», адресованном будущим депутатам Европейского парламента, которые должны быть избраны в конце этого года, три крупнейшие европейские логистические ассоциации – немецкая Bundesverband Güterkraftverkehr, Logistik und Entsorgung (BGL), скандинавская Nordic Logistics Association (NLA) и французская Fédération Nationale des Transports Routier (FNTR), представляющие интересы 25 тыс. европейских логистических компаний – обращают внимание европейских политиков на критическую ситуацию с обеспечением отрасли персоналом
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU