Вагоностроители – ленивые, безынициативные и тормозные
Да простят меня “Известия”, но такое надо перепечатывать полностью. У нас на транспорте мало кто читает газету, а уж до колонок и того реже доходят.
Но вот вам конкретика в эмоциях. Один из лучших журналистов сегодняшней России. И добавить собственно нечего.
Не сойдите только с ума. Но это относится ко всем вагоностроителям (крупным точно) страны и СНГ.
“Пусть загибаются” Автор: Дмитрий Соколов-Митрич
Никогда бы не подумал, что на двухчасовом заседании людей в галстуках на тему инноваций-модернизаций можно не уснуть. Но недавно друзья затащили меня в Завидово на всероссийский форум “Умное производство”. Погода была отвратительная, и очередной дождь пришлось пережидать на “круглом столе”, где серьезные дядьки обсуждали вопрос: как нам родить свой собственный “Сапсан”?
Дело вот о чем. В Твери уже 112 лет скорее жив, чем мертв, огромный вагоностроительный завод (ТВЗ). В лучшие времена на нем работали 10 тысяч человек, теперь – на порядок меньше. Сюда же нужно добавить еще 200 предприятий-поставщиков разного калибра. Итого – огромный кластер, заточенный под производство вагонов, почти четверть промышленного производства области. В 2008 году эта армада произвела 1200 вагонов, в 2010-м – вдвое меньше, хотя на ТВЗ дважды приезжал Путин и давал много денег. В результате падения производства вагонов бюджет недополучает налоги, а трудящиеся – рабочие места. В общем, хреновая ситуация на ТВЗ. По крайней мере, если бы в моем семейном бюджете были те же показатели, я б уже давно бегал по потолку и пытался хоть что-то изменить.
Но в случае с тверским вагоностроением бегает по потолку почему-то не бизнес, а региональная власть. По крайней мере, руководство ТВЗ пришлось чуть ли не силком затаскивать на этот “круглый стол”. А когда открыл рот его ведущий – заместитель губернатора Тверской области Анатолий Боченков, я сначала подумал, что ослышался. Это был тот невероятный случай, когда власти прямо так и заявили бизнесу: “Чего изволите?” Если быть точным: “Проблемы завода – это проблемы области. Мы готовы лоббировать ваши интересы на любом уровне – вплоть до Путина и даже Ангелы Меркель. Только объясните, что вам надо для успешного развития”.
– Нам нужны заказы от РЖД, – ответил директор ТВЗ Александр Василенко. – Это единственный наш заказчик.
И все, что он говорил на протяжении следующих двух часов, сводилось к нехитрой логике: мы – огромное предприятие, поэтому государство обязано нас загрузить.
– Но мы больше не можем ходить в правительство с одним и тем же лозунгом: “Дайте!”, – возразил заместитель губернатора. – Мы должны предложить новые идеи, предъявить какие-то амбиции.
Тишина. Пятый класс, конец четверти. “К доске выходит…”
– В стране назревает развитие скоростного железнодорожного сообщения, – начинает подсказывать Боченков. – Немцы уже поставляют нам “Сапсаны”. В Сочи скоро будут ходить электрички нового поколения. Понятно, что мы не в силах конкурировать с Siemens или Bombardier. Но мы можем вписаться в этот процесс. Зарубежные производители вагонов активно ищут возможности локализации производства в России. Это одно из условий сотрудничества с ними РЖД. А у нас в регионе есть все, что для этого нужно. Нам есть что предложить европейцам. Ну?
– Сотрудничая с зарубежными поставщиками, РЖД загоняет себя в зависимость от них, – на рациональное предложение власти еще один представитель вагоностроительного бизнеса ответил патриотическим монологом. – Что такое “Сапсан”? Это разработки Siemens 20-летней давности. Но даже для эксплуатации этих составов в полную силу нужны высокоскоростные магистрали. Пока их в России нет, не будет рынка скоростных вагонов и нет смысла его развивать.
Я перестал понимать, где в этом зале бизнесмены, а где чиновники. Чиновники взывали: давайте что-нибудь предпримем, придумаем! А бизнесмены отвечали: чего тут думать, если все равно денег нет
– Но надо ж смотреть в перспективу, – терпеливо возразил представитель власти, который сам еще два года назад был директором большого завода. – Сегодня спроса нет, завтра будет. Создать вагон – не пирожок испечь. Что вы предложите рынку, если сейчас не озаботитесь этой проблемой?
– Развивать такое сложное производство можно только на государственные деньги.
– Государство может дать денег, но под перспективный бизнес-проект. И мы готовы его пролоббировать.
– Да куда уж лоббировать, если Путин несколько раз приезжал, а дело не сдвинулось?
– Путин в прошлом году пустил на заказы вашему заводу 3 миллиарда рублей. Но нельзя бесконечно покупать морально устаревшие вагоны только потому, что вам их надо производить. Вы хотите, чтобы государство подменяло собой бизнес-процессы? Но РЖД давно уже частная компания. Вы же не будете покупать у поставщика в десять раз больше стеклопакетов только потому, что он может столько произвести. Надо находить новые рынки сбыта. Если мы не примем какого-то конструктивного решения, высокоскоростные вагоны просто уйдут от нас в другую степь. Потому что не мы одни такие умные.
– В 2008 году правительство приняло “Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года”, – начал свое опять-двадцать-пять представитель бизнеса. – Все эти годы мы жили по ней неукоснительно. В этом году нам должны были заказать 1500 вагонов. А заказали 600. Зачем тогда было принимать этот документ?
– Но это же “Стратегия”, – в голосе чиновника появились нотки отчаяния. – Предполагаемый план действий без жестких обязательств по выполнению. И принят он был еще до кризиса. Если вам кто-то скажет: езжайте прямо, вы ведь не поедете строго по азимуту, не обращая внимания на изгибы дороги.
В какой-то момент я перестал понимать, где в этом зале бизнесмены, а где чиновники. Бизнесмены вели себя как чиновники, а чиновники – как бизнесмены. Чиновники взывали: давайте что-нибудь предпримем, придумаем! А бизнесмены отвечали: чего тут думать, если все равно денег нет.
И эта ситуация типична для многих регионов, где власть хоть на что-то способна. Потому что власть много чего боится: плохих бюджетных показателей, социального взрыва, транспортного коллапса. Потому что может приехать Путин и сделать больно. А бизнес, если он настолько велик, что может спекулировать фактором социальной напряженности, не боится – потому что у него в руках есть то, чего больше всего боится власть: взрыватель от социального взрыва.
Человек, который сам создал свой бизнес, всегда будет что-нибудь предпринимать для его развития. А тот, кто получил огромные производства даром (будь то приватизация 90-х или политическая целесообразность 2000-х), очень быстро научится рассматривать свои активы не как инструмент бизнеса, а как финансовый инструмент. Мой завод – это такая бриллиантовая акция, такой неразменный рубль, который государство всегда будет оплачивать, иначе вон сколько людей останутся без работы. Мой завод – не локомотив, мой завод – прицепной вагон, который кто-то обязан тянуть, потому что колея одна, и если я здесь встану – другие не проедут.
– Ну, так что мне сказать губернатору? – простонал Боченков, когда “круглый стол” уже перевалил за второй час. – Я так и не услышал голоса большого бизнеса.
Тишина. Пять секунд. Пятнадцать. Двадцать…
– Надо нарастить рабочие места и увеличить производство, – неуверенно пролепетал кто-то с задней парты.
И снова пауза – на этот раз не прерванная никем.
– В сентябре губернатор поедет в Германию на выставку, там будут первые лица из Siemens. На днях у нас уже были представители Deutsche Bahn – главного железнодорожного оператора Германии. Судя по всему, шансы на сотрудничество очень неплохие. Вот только темы для разговора пока нет и, похоже, не будет, – резюмировал Боченков.
– Ну а что нам может предложить Siemens?! – снова возбудился представитель бизнеса. – Нет, ну вот что конкретно они нам могут предложить?!
Тут я понял, что пора спасаться бегством. Вечером Анатолий Боченков спрашивал меня: “Вот как с таким бизнесом проводить модернизацию?!” И у меня был только один ответ: “Никак. Пусть загибаются”.
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару