Считаем по низкой базе: импорт-экспорт-сальдо
Согласно опубликованной вчера оперативной статистике Федеральной таможенной службы (ФТС), объем товарного импорта РФ в стоимостном выражении из стран дальнего зарубежья (порядка 90% всего товарного импорта) в январе—ноябре 2009 года, в годовом выражении сократился на 33,4% — до $140,8 млрд. В ноябре 2009 года к ноябрю 2008 года тот же показатель сократился на 15%, хотя еще в октябре 2009 года его падение составляло 33,5%. Резкое замедление темпов снижения импорта в ноябре объясняется эффектом “низкой базы”: в ноябре 2008 года по сравнению с октябрем 2008 года на фоне резкого сокращения спроса импорт потерял фактически $4,6 млрд.
Если с сентября 2009 года товарный импорт, по данным таможни, показывал ежемесячный устойчивый рост (в среднем на $1,4 млрд в месяц), в ноябре 2009 года по сравнению с октябрем 2009 года, несмотря на укрепление рубля, он практически остановился — импорт вырос всего на $23,1 млн. “С учетом состояния экономики цифра импорта за ноябрь не вызывает опасений,— считает Александр Морозов из HSBC.— В предкризисные годы в ноябре импорт рос меньше из-за резкого скачка в октябре”. Впрочем, в 2009 году “резкий скачок импорта” произошел месяцем раньше — в сентябре. Еще одним объяснением резкого сокращения роста импорта в ноябре, по мнению господина Морозова, может быть “частичное импортозамещение в легкой и обувной промышленности”: за ноябрь по разделу “текстильные изделия и обувь” импорт потерял фактически 20% (16% в октябре 2009 года). В то же время Владимир Тихомиров из “Уралсиба” считает, что остановка роста импорта в ноябре отражает падение доходов населения, усилившееся во втором полугодии 2009 года.
Опрошенные “Коммерсантом” экономисты и не рассчитывали на равномерное восстановление импорта, никто из них не поддерживает и мнения Минэкономики о том, что основной движущей силой начавшегося в сентябре восстановления импорта был рост запасов в промышленности (см. “Ъ” от 9 ноября). По данным ФТС за ноябрь, импорт машиностроительной продукции сократился на 0,01%, а за октябрь вырос на 6,8% благодаря росту практически в восемь раз ввоза “железнодорожных составов” и в два раза — “летательных аппаратов”.
В декабре в преддверии зимних праздников товарный импорт традиционно растет. Впрочем, исходя из данных ноября можно гарантировать, что торговое сальдо, которое стало снижаться в сентябре, по итогам года окажется выше ожиданий.
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU