Инвесторы портов российских – государственный сингапурский PSA International или государственный арабский DP World
Вчера глава МЭРТа Герман Греф, находящийся в рабочей поездке в Астрахани, сообщил о ведущихся с иностранными компаниями переговорах по участию их в проектах портовых особых экономических зон (ОЭЗ). Первый претендент на проект, сингапурская PSA International, была известна и ранее – об “обмене опытом в области законодательного регулирования деятельности портовых зон” с Сингапуром министр договорился 6 марта на 2-м экономическом форуме “Россия–Сингапур”, тогда же на экспертизу в Сингапур были направлены документы о проекте с PSA International по развитию порта Восточный. Второй претендент оказался неожиданным. “ОАЭ также проявляют огромный интерес к созданию в России портовых зон. Они также могут стать нашими партнерами”,– заявил министр. Об этом пишет “Коммерсант”
Герман Греф не стал уточнять, с кем именно в ОАЭ ведутся переговоры, однако весь портовый бизнес в Арабских Эмиратах сконцентрирован в госкомпании Dubai Ports World (DP World), шестой по размеру в мире компании по управлению морскими портами. По данным Ъ, господин Греф 18 марта провел рабочую встречу с вице-президентом DP World по портовым проектам и особым экономическим зонам Джамалом Маджидом бин Танией, а также с новым главой РосОЭЗ Михаилом Мишустиным, на котором обсуждались возможное участие DP World в работе портовых ОЭЗ в России и потенциальное участие управляющей компании порта “Джебель Али” Jafza International в разработке законодательства по портовым ОЭЗ в России.
В Минтрансе вчера сообщили, что не знают ничего о переговорах, Герман Греф был недоступен для прессы, встреча с господином бин Танией 18 марта была закрытой. Причина закрытости ситуации вокруг DP World может быть политической.
Напомним, компания в 2006 году попала в громкий политический скандал – 22 февраля 2006 года президент США Джордж Буш блокировал сделку по получению DP World американских активов P&O. Американское подразделение P&O на момент ее покупки DP World управляла крупнейшими контейнерными терминалами в США – в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Филадельфии, Балтиморе, Нью-Орлеане и Майами. Условия сделки были изучены комитетом по иностранным инвестициям США и комитетом внутренней безопасности, после чего правительством США был дан зеленый свет. Но вскоре представители обоих лагерей американского конгресса выразили обеспокоенность в связи с потенциальной угрозой безопасности портов – власти ОАЭ обвинялись США в финансировании “Аль-Каиды” и причастности к терактам 11 сентября.
Не исключено, что именно политические аспекты прихода DP World в Россию и стали причиной закрытости переговоров. Между тем, по данным “Комерсанта”, компания из ОАЭ уже имеет российский бизнес – в пресс-службе компании “Северстальтранс” подтвердили Ъ, что 25% ООО “Восточная стивидорная компания” (ВСК), которая ведет перевалку контейнеров в порту Восточный, принадлежит DP World, “Северстальтранс” владеет оставшимися 75% ВСК. При этом именно на порт Восточный ориентировано и будущее участие в портовых ОЭЗ и PSA International.
По данным InfraNews, в уставных документах ВСК владельцем 25% акций до сих пор числится компания P&O Ports. Мало того, DP World до сих пор не проявляла ни какой активности и интереса к своему пакету акций. Вероятнее всего, процес абсорбции более крупных активов до сих пор продолжается.
Отметим, российские компании полагают, что политические проблемы могут стать на пути DP World и в России. Так, в одной из крупных компаний Ъ заявили: “Вероятнее всего, арабского оператора не выберут в качестве оператора портового ОЭЗ – по тем же причинам, по которым от него отказались американцы. Против такого соглашения может выступить ФСБ, если заподозрит связь их капиталов с террористами”. При этом российские компании вообще недовольны нынешней конструкцией закона о портовых ОЭЗ, предоставляющей преференции отдельным портам. Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских портов России (АСОП), заявил вчера Ъ: “АСОП считает, что действие закона об особых портовых зонах должно распространяться на все порты России, потому что они являются субъектами естественных монополий”. Таким образом, приход DP World в Россию на особых условиях может вызвать сопротивление и коммерческого лобби.
Судя по всему, вопрос о том, найдет ли DP World в России возможности, которых ее лишили в США, будет решаться уже в ближайшее время. Законопроект МЭРТа “О портовых особых экономических зонах” вчера был одобрен правительством и в ближайшее время будет рассмотрен Госдумой. По словам Германа Грефа, парламент должен принять его в весеннюю сессию в трех чтениях, после чего будет проведен “конкурс по отбору конкретных точек размещения портовых особых экономических зон”. Ъ продолжает следить за развитием событий.
InfraNews: При этом уровень принятия решения, хоть по инвестициям со стороны богатейшей PSA, хоть со стороны фактически инвестиционного департамента стран Персидского залива, DP World, будет приниматься только на самом высоком уровне. Видимо, только президентом РФ.
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару